Система жанров в журналистике
Журналистика – особый соц институт, система различных учреждений (изд-ва газет, журналов, ТВ, радио, пресс-центры, типографии). (система видов деятельности, совокупность профессий, система произведений, комплекс каналов, необх для функционир-я этого соц института) Журналистские жанры - устойчивые типы публикаций, объединенных сходными признаками по форме и содержанию - жанрообразующими факторами. В совр. теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообр-е факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Предмет - событие, процесс, ситуация, личность. Цел. установки – описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития, программа действий. Методы – эмпирические, теоретические и художественные. Инф-ые жанры: заметка: небольшие размеры, краткое изложение результата изучения предмета, должна выступать для ауд-ии как «новость». Разновидн-ти: Событийная заметка. Анонс - о будущих мероприятиях. Аннотация: предмет отображения - уже состоявшееся информационное явление (книги, статьи). Цель - кратко описать качества, сообщить об основных моментах (название, автор, тема, содержание, время появления, цели создания). Мини-рецензия - оценка информационного явления (книги, кинофильма, пьесы и т.д.), сообщить о впечатлении автора. Блиц-портрет: краткие сведения о человеке. инф-ая корреспонденция: отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета. Предмет - событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя элементы оценки, предписания, прогноза и пр. сообщить некоторые параметры отображаемого явления. инф-ый отчет:предмет - события в форме обмена информацией (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр). В ходе их выраб-ся «продукция» - различные планы, заявления, намерения, решения и т.д., и воспроизводящая потенциальный объект интереса аудитории СМИ. инф-ое интервью: ряд публикаций, в которых был применен метод интервью, акцент сделан на вопросах: что? где? когда? блиц-опрос: ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. вопрос-ответ: вопрос читателя и ответна него либо самого журналиста либо какого-то компетентного лица. репортаж:результат «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.Создать «эффект присутствия». некролог: извещают аудиторию о смерти людей (прежде всего — известных данной аудитории), содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда говорится о причине смерти, месте похорон, прощальные слова, выражение скорби по умершему. Аналитические жанры: анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. аналитический отчет:предмет - выступления, доклады, речи уч-ков всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п., показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, сод-ся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны, развернутые рассуждения автора. аналит. корресп-ия:предмет - события, явления, феномены. Близка жанрам репортаж, отчет, информационная корреспонденция. Истолкование предмета: выясн-е причин события, явления, опр-е его значим-ти, ценн-ти, прогноз-е его развития. аналит. интервью, опрос, беседа, комментарий:оценка, прогноз развития события, необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. социологическое резюме:краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. анкета. Худ-публиц-ие жанры: повышенная требовательность к языку, художественная образность, эмоциональная насыщенность текстов, глубина авторского обобщения действительности. очерк:найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. портрет.очерк:предмет - личность. Суть в том, чтобы дать аудитории опред-е представление о герое выступления, показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. проблемный, путевой очерк, фельетон – средство осмеяния какого-л. зла, памфлет – осмеяние человеч. пороков, пародия, житейская история и т. д. 55. Джон Мильтон и концепция свободы печати.В период Английской буржуазной революции 17 века Мильтон — выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет «Ареопагитика» (1644, рус. пер. 1907). Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то во всяком случае потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений. Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: "...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных". Несмотря на появление этого закона,один из выдающихся английских поэтов и мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение "О разводе" без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцов Stationer's Company, был привлечён к суду. Процесс послужил внешним толчком, побудившем написать его памфлет о свободе печати, обращенный к английскому парламенту - "Ареопагитику", которая была опубликована в конце ноября 1644 года. Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей "...доказать, что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которой он был установлен". Довод за доводом приводит Мильтон против врагов свободного слова. "Люди по природе свободны.Свобода - это прирожденный нам дар Божий", - говорит он.И нельзя- ее чем либо ограничивать. Если цензура и будет действовать против "соблазнительных революционных и клеветнических книг", т.е. ставит своей целью улучшение нравов, "то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем, что доставляет человеку наслаждение". Закон же о цензуре можно отнести к тем законам, которые "стремятся наложить ограничения на то, что не поддаваясь точному учёту, может способствовать как добру, так и злу", поэтому было бы справедливее признать его дурным законом. Мильтон отмечает: места цензоров займут "люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые", которые будут "выедать" из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. По мнению Мильтона,"невозможно найти цензоров, способно безошибочно определить жить или не жить книге". Цензура бесполезна и вредна,она уничтожает человеческое достоинство, она воспитывает в душе творца раба, и её "установление мы обязаны не какому - либо государству правительству или церкви, ни какому-либо закону изданному некогда нашими предками, а самому антихристианскому из соборов и самому тираническому из судилищ - судилищу инквизиции ",- пишет Мильтон. Закон о цензуре был отменен парламентом лишь 50 лет спустя, в 1689 году, в 9 пункте "Билля о правах". Публикация материалов согласно этому пункту не может подать повода к преследованию или рассматриваться в каком-нибудь месте, кроме парламента. Уже 304 года в Англии не ограничивается свобода печати, но парламент все же может решить судьбу газет и журналов. Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах. В 1649 году была опубликована его книга «Иконоборец», 1667 поэму "Потерянный рай", 1671 - "Возвращенный рай", 1670 - "Историю Британии".
|