Теории внимания
1) Внимание как оперцепция в теории В. Вунда. Внимание, по Вунду, представляет собой одну из характеристик сознания, свойства части сознания. Внимание не схватывает все слово сразу. В его объем в каждую единицу времени поподает лишь ограниченная часть целого, а связь внимания и перфирии дает нам возможность осознавать целое. 2) Титченер разделял взгляд Вунда, привел для его иллюстрации дополнительную метафору волны, в которой фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представления о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания». Описал явление «аккомодации внимания», или преимущество при апперцировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим. 3) Понятие преперцепции в работах Джеймса. Его волновала проблема колебания внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться более нескольких секунд. Он говорил о понятии преперцепции - мысленное ожидание наступающего явления. Внимания по критериям произвольности, направленности и способу связи акта внимания с наличным мотивационным состоянием. Тетченер разделил первым внимание на произвольное и непроизвольное. 4) С.Я. Рубинштейн Внимание, как активность личности. Внимание не имеет Оно — «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект» (Рубинштейн С. Я., 1999). По мнению Рубинштейна, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым». Взгляды, близкие к этим, высказывал Н. Н. Добрынин. Он посвятил всю свою жизнь исследованиям внимания, которое считал формой проявления активности личности. Добрынин полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. Л. С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с «овладением» своим поведением, т. е. с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведения. Как и в остальных психических функциях, Выготский выделял во внимании линию натурального развития и линию культурного развития. П. Я. Гальпериным. Однако, по сравнению с Выготским, он считал внимание лишь внутренним контролем за поведением и рассматривал его как идеальное, свернутое и автоматизированное действие (Гальперин П. Я., 1958). Внимание, согласно Гальперину, — это продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания.
|