Определение способностей
Для профессиональной диагностики и развития способностей ученика педагогу необходимо знать основы процесса познания и восприятия информации учеником Эти знания даёт когнитивная психология – это психология изучения процессов восприятия информации. · Процесс развития человеческого мышления и интеллекта включает следующие главные этапы (аспекты когнитивного процесса): · получение ( восприятие) и накопление данных от всех органов чувств: слуховые впечатления, визуальные, психоэмоциональные, моторно-двигательные, осязательные, вкусовые, обонятельные и т.д.информации; · встраивание их в предшествующую базу знаний (систему представлений) - её анализ - сравнение с предыдущей базой знаний; т.е. процесс интеграции (переработка, перераспределение) информации в определённых зонах головного мозга; · создание новых перцептивных ключей – «образов» - для нового познания; · - воспроизведение информации в творческом акте в процессе деятельности, в данном случае в процессе исполнительства. · организация эффективной деятельности по овладению пространством и окружающей средой (трудовые умения и навыки), в том числе игра на рояле. Процесс познания опирается на перцептивное представление человека о явлениях окружающего мира через образы, которые формируются на основе деятельности различных зон головного мозга, так называемых, - зон интеллекта или видов интеллекта. Учёные различают несколько основных зон психофизической и нервной деятельности головного мозга, а также дифференцируют особенности процессов, протекающих в различных полушариях головного мозга. 2. Правополушарное мышление мозга отвечает за возникновение метафор, аналогий, ассоциаций, различных нюансов образа, воображение. Но оно работает только в расслабленном состоянии альфа - ритмов, т. е. в состоянии медленных мозговых волн, т.е. покоя. Поэтому в репертуаре всех юных и молодых пианистов обязательно должны быть произведения кантиленного характера. Эти произведения дают возможность и время услышать, почувствовать и выявить тончайшие нюансы звука, лирические и душевные потоки подсознания и звукового воображения ученика и справиться с их реализацией—воспроизведением. 3. Левополушарное мышление мозга отвечает заединичное конкретное постижение 1 явления, 1 ситуации, 1навыка, за постепенность процесса познания – поэтапность в обучении ребёнка, за качество и накопление информации. Поэтому разбирая новое сочинение в классе, на этом этапе более эффективный результат будет, если педагог будет сидеть от ребёнка справа, т.к. правое ухо связано с левым полушарием. И наоборот - работая над образом произведения, подбирая метафоры, показывая исполнительскую концепцию, стимулируя собственное отношение к звуку – сядьте от ребёнка слева, чтобы активизировать правое полушарие его мозга. 4. Процесс формирования мышления ребёнка складывается постепенно, как это и происходило в исторической перспективе: · - от 0 -2-х лет – характер восприятия сенсорный, опирающийся на органы чувств (проба на вкус, на ощупь и т.д.); (субъективный тип восприятия - S · - от 2 - 4-х лет – характер восприятия обогащается визуально-наглядными моделями – форма предмета, цвет, понятие «холодно-горячо», появляется желание движения в игре, как творческое освоение окружающего мира (S – субъективный тип восприятия) · - от 4-6 лет – характер восприятия смешанный (S+O). (О – объективный тип восприятия), включается понятийный уровень, вербальное воспроизведение мысли (преобладает левополушарный тип мышления). Идёт освоение ценностных нравственных понятий – добра и зла; олицетворение и конкретизация (персонализация): «мама – символ добра»; большую роль в этом процессе играют сказки, детские стихи, песенки, игра и т.д. Этот период вполне подходит для начала творческого обучения музыке (первоначальным навыкам «игры в звуки»), живописи, лепке. · - от 6 – 8 лет – подготовительный период (S+O), когда у ребёнка появляется собственное ощущение личности, своё мнение, укрепляется воля, проявляется мотивация к познанию, большее терпение (укрепляются процессы торможения); · - от 8 – 10 лет – младший школьный возраст (S+O), появляются первые самостоятельные попытки выхода за пределы обыденной информации – желание «придумать», «сочинить», «самовыразиться», формируется самостоятельное воображение (активизируются лобные доли фронтальной зоны обеих полушарий) · - от 11 – 13 лет - средний школьный возраст (S+O), ребёнок входит в потубертатный период (период полового созревания), реакции познания могут значительно замедлиться. Постепенно включаются процессы самопознания – рефлексии, самооценки и переоценки понятий о себе, ребёнок может быть очень раним, т.к. в этот период он по-новому осознаёт себя и своё место в коллективе, в семье, в мире. · - от 14 - 16 лет – старший школьный возраст (O). В этот период происходит освоение семантики языка (объективного значения слов, выражений), понимание «стиля», «манеры» и др. значений языка (музыкального в том числе). Появляется уверенность в себе, независимость суждений, потребность самореализоваться, потребность в самоуважении. Включается звукотворческая воля, стратегическое мышление, расчётливость, и процессы осознанного самоограничения, в том числе чувство формы, архитектонический слух, управление реакциями возбуждения и торможения. Обостряется самокритическое чувство. Необходимо отметить, что у одарённых детей возможно более раннее развитие навыков, (видов интеллекта), в связи с их более тонким восприятием, более развитыми задатками, более качественными процессами памяти, и более острым восприятием музыкальной информации. Необходимо также помнить когнитивную особенность детей 4-10 лет – их восприятие и запоминание информации работает лучше при низкой или средней мотивации, либо в процессе «ненавязчивой» игры с интересующим его предметом. 5. Задача педагога - раскрыть язык музыки, его интонационную, декламационную сущность, гармоническую логику, артикуляционное разнообразие (штрихи, туше), рациональную пластику, жанровую и стилевую сущность, развить технику ученика, его интеллект, кругозор, информационную базу и т.д. Но сделать это необходимо наиболее эффективным и продуктивным способом, без лишних психологических затрат со стороны учителя и ученика, тогда навыки будут крепкими, знания и умения прочными. 6. На процессы познания - восприятие информации, запоминание информации, узнавание информации, воспроизведение информации - значительное воздействие оказывают типы нервной деятельности, такие как темперамент: индивидуальные конституционные психофизические реакции организма. Сюда входит общий уровень энергичности (энергетики личности), эмоциональные реакции и их интенсивность, а также скорость реакций. Принято примерное деление интенсивности эмоциональных реакций личности на 4 типа: «Холерик» (++++), «Сангвиник» (+++), «Флегматик» (++), «Меланхолик» (+). В некоторых исследованиях деление на типы реакций определяется по психоэмоциональной реакции: как «интроверты» и «экстраверты». Имеются данные, что интроверты более реагируют на наказания, а экстраверты – на поощрения. Существуют исследования, где деление происходит по моторнодвигательным и физическим реакциям: - «пикники», - «атлетики», - «астеники», - «грацильно-инфантильный» типы движений. В любом случае, педагогам, занимающимся развитием фортепианной техники ученика, необходимо знать особенности психофизической реакции своего ученика, особенности его эмоциональной реакции, физической силы, выносливости, пластичности, гибкости, особенности координации рук и т.д. 7. Память и процессы памяти – основной компонент в процессе познания и обучения: · Для улучшения работы памяти рекомендуется выучивать маленькие пьески на уроке сразу наизусть, вместе с разбором, используя произвольную память, а не автоматическую. Этим вырабатывая навыки быстрого профессионального разбора под контролем преподавателя и улучшается оперативная память. · -Расширять слуховую базу знаний – правильных «ключей»: чтение с листа под контролем преподавателя, слушание музыки с комментариями преподавателя, · 1-2 пьесы повторять из старого репертуара, держать их в концертной форме для собраний, утренников, концертов. · Транспонировать лёгкие этюды, пьески в другие тональности, что активизирует слуховую память и процессы осознания, понимания музыкального языка, логики исполнительского процесса и т.д
Специальные музыкальные способности для занятий музыкой: 1. Музыкальный слух – этоспособность слышать, различать, запоминать, узнавать, воспроизводить, воображать (создавать) музыкальную информацию по следующим параметрам: - по звуковысотности - «звуковысотный слух», - по мелодическим интервалам – «мелодический слух», - по ритму – «метроритмический слух», - по ладогармоническим функциям – «ладогармонический слух», и т.д.: - динамический, -тембральный, -гармонический, -артикуляционный, -акустический слух, - внутренний слух – как предслышание, мысленное представление о мелодии и т.д. Музыкальная Слуховая память, «музыкальный слух» имеет следующие разновидности по качеству:
Влияние зоны Брока – в левом полушарии – («зона речи») - на скорость пальцев, беглость; влияние зоны Вернике на восприятие на слух звуков, артикуляции, и их тембров; влияние лобных долей неокортекса головного мозга на восприятие и запоминание смысла музыкальной речи,фразы, формы, жанра музыки. 2. 2. Метроритмическая энергия: это чувство равномерной пульсации, чувство долевой пульсации, чувство метра (слышание алгоритма сильных и слабых долей такта), чувство внутридолевой пульсации. В таком порядке следует и развивать эти анализаторы; через мышечное переживание, затем мысленное их воспроизведение (как идеомоторные акты). От природы слабое взаимовлияние и связь зон моторнодвигательного (мозжечок) и слухового интеллекта; Но хорошо развивается под воздействием психической энергии (эмоции, темперамента), слухового воображения и волевых качеств личности. Развивается методом тренировки и под влиянием силы идеомоторного представления, воображения (в зоне неокортекса), логической памяти и самодисциплины. 3. Эмоциональный интеллект (личный пережитый опыт) находится в гиппокампе, где и зона памяти, яркое воображение (роль визуальных представлений); зона расположения – лабильная система, мозжечок. В неокортексе – зона эмпатии – сопереживания, сочувствия, понимания. 4. Архитектоническое чувство, чувство формы - слышание развёртывания звуковой материи во времени, контроль за деталями исполнения, формой, стилем композиции. (Зона логического интеллекта и памяти). Есть связь с метроритмическим интеллектом (мозжечок), зоной воображения (лобные доли - неокортекс) и волевыми качествами личности. 5. Пластическое (моторно-двигательное) дарование: суставная гибкость, хорошая координация, глазомер, «рост», «вес», длина рук, гибкость суставов рук, ширина ладони, соответствующая длина и цепкость пальцев; сила и выносливость, координация движений – всё это зона моторнодвигательного интеллекта (мозжечок). 6. Музыкальность - как способность слышать, узнавать, запоминать, воспроизводить и воображать в музыкальном потоке звуков определённые картины реальности, образы, чувства, мысли, настроения, архитектонические формы, цвета, краски, в том числе и юмор, сарказм и т.д. 7. Артистизм - способность получать дополнительную энергию на сцене, «зажигаться» и зажигать слушателей; чувство соразмерности, гармонии и естественности при исполнении, умение справляться со сценическим волнением, обращая его в «свою» пользу. Желание выступать перед публикой.
Необходимо Воспитывать осознанное отношение к музыкально-выразительным средствам композитора и исполнителя. Композиторские муз средства: · Жанр · Метр · Ритм · Лад, тональность · Гармония · ФАКТУРА · Тембры, регистры · Артикуляция (штрихи) · Динамика · Форма · Фразировка · Авторская педаль Исполнительские средства пианиста: 1) Чувство Времени - пульс, ритм, метр; · удержание темпа, управление темпом и АГОГИКОЙ (на основе понимания интонирования и гармонических тяготений) · понятие «Ремесленник» - это качество звука, ясность дикции. Владение точным временем - пульсом, ритмом, метром через ясную артикуляцию · поняти е «Художник» - устремление, тяготение к сквозному ладово-гармоническому развитию, через тяготение к устою, к К6/4. 2) Выразительное «Интонирование» - · понятия: «Вокальная филировка звука», вибрации звука, натяжение интервалов – агогика, тяготения ступеней, слышание «послезвучия», звукопереливания, · весовое – силовое наполнение интервалов, «уровни веса» - осознание веса своего аппарата и динамики звука, мельчайшие градации нюансов; · понятие «Звуковедение»- это слуховая стратегия, или штурманская карта слухового воображения:- расслоение слуха на 3 стадии:что уже сыграл, что сейчас играю и как буду дальше играть. 3 ) - Тембр и звукоподражание – предслышание штриховой краски и опережающее управление ею, степень остроты-глубины и яркости слухового представления и физического воплощения, роль культурного и слухового багажа исполнителя; 4) - Акустическая динамика (понятие акустического слуха, вибрационного слуха - биений звуковой волны, соотношений-соподчинений этих волн («форма» вертикали) и соотношение и развитие горизонтали- общего акустического наполнения и разряжения (форма динамическая). Акустическая ориентация в различных залах (слышание реверберации звука от противоположной стены). 5) Формообразование: выпуклость фразировки, динамика крупных построений – террас- периодов, разделов и т.д. воспитывать через представление "близко-далеко", как "оператор киносъёмки": близко-Форте, далеко-слабо, тихо, мелко и т.д. 6). Эмоциональный и рациональный «расчёт» на сцене: добавить эмоции или притушить её, какой нюанс чувства или мимики добавить. 7). Психомоторика, мышечный тип реакций на образ – эмоцию (атлетик, пикник, астеник, грацильный тип). 8) Темперамент – как способ возбуждения и торможения эмоционального состояния. Характеристики у сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики. 9) Техническая состоятельность. (природные данные: рост- вес-, гибкость –сила, ловкость – мобильность, и психофизические наработанные приёмы. 10) Стилевая, слуховая информативность и профессиональное мышление, 11) Мотивация исполнительства т.е. создание цели – эстетической потребности музицировать, в том числе - тактической и стратегической цели и т.д.
|