Под "контролем" понимается одновременное представление звука и двигательных ощущений, включающих управление клавишами, затем звукоизвлечение и проверка состояния покоя в руке. Вначале контролируется каждый звук, далее - только звуки, попадающие в пульс (остальные исполняются подсознательно), потом первый звук фразы удерживается в представлении и мысленно соединяется с ее последним звуком. Вся фраза выстраивается как замкнутая целостность в пространстве. То же самое проделывается с предложением, частью. И, наконец, исполнитель контролирует только целостность звучания и единство потока энергии от мышц спины, через руки, ладони, кончики пальцев и клавиши в струны.Схема работы над произведением и принцип укрупнения осваиваются ребенком постепенно. В результате изучения первой темы "Ритм" ученик приобретает способность создавать гармонию слуховых и двигательных представлений при извлечении одного звука, а также начинает мысленно организовывать звуки в пространстве и во времени (это соответствует подготовительному этапу на схеме и первым двум ступеням принципа укрупнения).
Изучив вторую тему "Интонация", ребенок уже способен оперировать мотивами и фразами (первый этап схемы и третья ступень принципа укрупнения).
Завершив изучение третьей и четвертой тем "Полифония" и "Гармония", ученик мыслит двумя и более голосами, соединяя их в пространстве и во времени (второй этап схемы и четвертая ступень принципа укрупнения).
После освоения пятой, последней, темы "Музыкальная форма" ребенок подготовлен к самостоятельной работе над музыкальным произведением, самостоятельному формированию целостного образа-представления (третий этап схемы и пятая ступень принципа укрупнения).Каждая тема делится на восемь уроков, восьмой - контрольный.
Урок состоит из трех частей:
· развитие слуховых представлений,
· развитие двигательных представлений и
· формирование слуходвигательных представлений ученика.
В ежедневные занятия ученика необходимо включать:
· гимнастику (5-10 минут),
· чтение с листа (одно произведение),
· работу над произведением за инструментом и
· мысленное исполнени
|
План - схема работы над этюдом.
Главная цель работы - в овладении гармонией между слуховыми и двигательными представлениями исполнителя.
Представление звучания всегда должно включать и представление движения.
В работе над этюдом определенным слуховым задачам должны соответствовать и определенные двигательные задачи.