Разработка прототипа ЭС
Прототип – усеченная версия спроектированная для проверки правильности кодирования фактов, связей и стратегий рассуждений экспертов. 2.1. Идентификация проблемы – уточняется ход разработки ЭС, цели, определяются ресурсы, источники знаний, аналогичные ЭС, классы решаемых задач. Результат – проблема. 2.2. Извлечение знаний – получение инженером по знаниям наиболее полного представления о предметной области. Результат – знания. 2.3. Структурирование знаний – разработка информационного описания знаний о предметной области (таблицы, диаграммы), отражающей основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. Результат – поле знаний. 2.4. Формализация знаний – разработка базы знаний на языке представления знаний, который соответствует структуре поля знаний, и позволяет реализовать прототип системы на стадии программной реализации. Результат – База знаний (БЗ) на языке представления знаний. 2.5. Реализация прототипа – разработка ПО, жизнеспособность подхода в целом. Есть 4 пути разработки – на языках программирования (ЯП), специализированных ЯП, использование средств разработки ЭС, оболочки. Результат – Прототип. 2.6. Тестирование – выявление ошибок в подходе и реализации прототипа и выработка рекомендаций по доводке системы до промышленного варианта. Прототипы проверяются на удобство и адекватность ввода/вывода, корректность БЗ. Доработка до промышленной ЭС 3.1. Демонстрационный прототип – решает часть задач, демонстрируя жизнеспособность подхода. 3.2. Исследовательский прототип – решает большинство задач, но неустойчив в работе, не полностью проверен. 3.3. Действующий прототип – решает все задачи на реальных примерах, но для сложных задач требует много времени и памяти (неоптимизированны алгоритмы). 3.4. Промышленная система – высокое качество решений, при малом времени и памяти. 3.5. Коммерческие системы – промышленные систем, пригодные для продажи – хорошо документированы, снабжены сервисом. Оценка ЭС 4.1. Пользовательская – понятность, прозрачность, удобство. 4.2. Экспертная – оценка подсистемы объяснения решений. 4.3. Разработчика – дизайн, широта охвата предметной области, непротиворечивость БЗ, тупиковые ситуации. 5. Стыковка ЭС – с другим ПО – разработка связей ЭС, со средой, в которой она должна будет действовать. 6. Поддержка ЭС.
Стратегии получения знаний при разработке экспертных систем. Подсистемы накопления знаний. Получение знаний возможно:
|