Студопедия — Работа над речью
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Работа над речью






На сцене употребляется не обычная бытовая, упрощённая речь, свойственная большинству людей, а особая - сценическая речь [Приложение 1, 73].

Современная сценическая речь основана на традициях русского театра. Над программами сценической речи работали: Е.Ф. Сарычева, Э.М. Чарелли, Н.П. Вербова и др. [48, с.130].

Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Ее главная цель - овладение мастерством слова в процессе исполнения роли, поэтому сценическая речь тесным образом связана с пластикой, движением, ритмикой и актерским мастерством [48, с.131].

Работа над сценической речью включала в себя:

· постановку голоса;

· отработку дикции;

· устранение вятского диалекта [Приложение 1, 25].

Постановка голоса - многогранный и длительный процесс.

Голос во время спектакля должен звучать:

· интонационно гибко, подвижно (для точности выражения эмоций героев);

· с амплитудой динамики (от P до F);

· полётно (чтобы его было слышно из любой точки зала).

Дикция подразумевает четкое произнесение согласных звуков и правильную артикуляцию гласных звуков речевым аппаратом. Артикуляция - это работа речевого аппарата. При вялой артикуляции, несоблюдении темпа речи и «съедании» окончаний снижается качество дикции [14, с.178].

Развитие дикции, умение красиво говорить необходимо учителю при общении с детьми, а актеру - со зрителями.

Упражнения на усовершенствование дикции предполагают активизацию работы речевого аппарата и улучшение артикуляции. Артикуляция готовит наш аппарат к разговорной речи, а дикция работает над применением этого аппарата в конкретных буквах и словах [Приложение 9].

Отработка дикции начиналась с индивидуальной работы над ролью, с помощью различных упражнений:

- работа над дыханием (взятие дыхания дозировано, активно, объемно, бесшумно);

- работа над артикуляцией (движение мимических мышц лица, челюсти, губ, языка, мягкого нёба);

- произношение скороговорок [Приложение 1, 68] и чистоговорок [Приложение 1, 89].

В спектакле были задействованы виды речи:

Речь
диалогическая монологическая

«Рисунок 2»

Диалогическая речь - относится к средствам актерского мастерства. Это поддерживаемая речь, в ходе которой, собеседники ставят уточняющие вопросы, вставляют реплики и помогают заканчивать мысль, или меняет её суть. В диалогической речи очень важно интонирование [57, с.115].

Наиболее яркие диалоги в нашем спектакле:

· Мальчика-с-пальчика с Людоедом;

· Дровосека с женой;

· двух Людоедок;

Монологическая речь – длительная непрерываемая система мыслей, высказанная одним лицом. Монолог должен соответствовать настроению персонажа, раскрывать его внутренний мир, соответствовать характеру содержания картины и ее темпо ритму [57, с.121].

Монологическая речь является вершиной актерского мастерства.

Монологическая речь может сопровождаться движением по сцене, мимикой и жестами, переходить в вокальную в контексте спектакля.

Нами проводилась работа над выразительностью речи и её эмоциональной насыщенностью, тембральной окраской [Приложение 1,83]. С помощью этих свойств речи, актерам удалось передать разнообразные чувства героев:

· радость (первый монолог Мальчика-с-пальчика);

· растерянность (мальчики потерялись в лесу);

· ярость (кража сапог у Людоеда);

· безысходность (монолог Дровосека);

· страх (приход Людоеда) и т. д.

Так как мы проживаем в г. Кирове, на Вятке, нам так же приходилось корректировать в речи студентов особенности вятского диалекта.

Некоторые отличительные черты вятского диалекта:

· оканье — произношение [о];

· мягкость согласных [ш'], [ж'] перед гласными [и]- [муж’ик];

· долгие шипящие, обозначаемые буквами Щ [сч] и ЖЖ [зж], [овошшы]

· утрата конечного Т/СТ в сочетании СТ/СТЬ (горсь «горсть», влась «власть»);

· выпадение гласного звука в окончание (быват - бывает; знат - знает);

· перенос ударений (р е шим- реш и м; зв о нит- звон и т).

В речи младших школьников часто встречаются ошибки в произнесении отдельных согласных звуков (с, р, л). Правильное произнесение играет важную роль в формировании детской речи. Работа над развитием речи в театральной студии помогает ребенку преодолеть речевой барьер, формируя при этом правильную речь, четкую дикцию, насыщенную интонацию. Занятия театральной деятельностью способствуют совершенствованию детской речи, используя для этого игровые, познавательные формы.

Таким образом, работа над речью являлась неотъемлемой частью технологии проведения и постановки спектакля. Благодаря правильной, четкой, эмоционально окрашенной речи актеров были созданы характерные и правдоподобные образы героев.

 

2.2. Вокальная работа

Музыка в детском театре расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку слова, мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств[53, с. 3].

Музыкальная сказка [Приложение 1, 47], мюзикл [Приложение 1, 48], музыкальная сюита для детей [Приложение 1, 75], детская опера [Приложение 1,49] - это те жанры музыкального искусства, в которых одну из главных ролей, непосредственно, играет сама музыка.

Музыка с первых аккордов вводит детей в волшебный мир сказки, заставляет с интересом следить за сюжетом, побуждает к сопереживанию, помогает различить эмоции: радость, грусть, удивление, подчеркивает кульминационные моменты, определяет настроение отдельных героев и целых картин.

Благодаря музыкальным образам, точным вокальным характеристикам, композитор делает сказочных персонажей более выразительными, интонационно богатыми и даёт ребёнку, впервые соприкоснувшемуся с «музыкальным языком» [23, с.68], ощущение новизны чувств и полёта фантазии.

В нашем спектакле участвовало 30 студентов - актёров и все они исполняли вокальные партии: соло, в ансамбле, в хоре.

В музыкальной сказке «Мальчик-с-пальчик» 15 сольных партий:

· Мальчик-с-пальчик;

· Дровосек;

· Людоед;

лес:

· Ольха;

· Береза;

· Дуб;

· Ива;

· Берёза;

дочери Людоеда:

· Мечтательная;

· Скромная;

· Умная;

· Кокетливая;

· Добрая;

· 1ая Людоедка;

· 2ая Людоеда.

Три дуэта:

· Дровосек с женой;

· Разговор Людоеда с Мальчиком-с-пальчиком;

· Сёстры Людоедки.

Три ансамбля:

· Братья Мальчика-с-пальчика;

· Дочери Людоеда;

· Птички.

Два хоровых номера:

· Вечный шум листвы;

· Финальная песня.

Каждый вокальный номер являлся фрагментом сквозного развития дальнейших событий в спектакле.

Вокальная работа в музыкальном спектакле занимала одно из ведущих мест. Для того чтобы создать образ героя в музыкальном спектакле, необходимо владеть навыками вокального исполнительства: певческим дыханием на опоре, чистотой интонирования, ровностью звучания голоса по всему диапазону партии, высотой певческой позиции, четкостью дикции, выразительностью исполнения [5, с.18].

Пение - сложный психофизиологический процесс. Во время пения у человека работают органы, участвующие в голосообразовании:

-ротовая и носовая полости,

-глотка,

-гортань с голосовыми связками,

-трахея, бронхи, лёгкие,

-грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,

-мышцы грудной полости.

Голосовым аппаратом руководят нервные центры в головном мозге.

Грамотное, осмысленное пение возможно лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками.

Вокальная работа в спектакле строилась по следующим направлениям:

· знакомство с вокальной партией (прослушивание);

· работа с нотным текстом (разучивание);

· создание образа героя средствами музыкальной выразительности.

На репетициях пение упражнений (распевание) занимало 10-15 минут [Приложение 10].

Функции распевки:

-подготовка (разогрев) голосового аппарата к пению,

-расширение певческого диапазона,

-отработка различных вокальных техник.

Фрагменты вокальных номеров спектакля также были включены в комплекс упражнений.

В вокальных партиях музыкальной сказки «Мальчик с пальчик» сложный ритмический рисунок, поэтому над ритмом велась особая работа. Мы преодолевали эти трудности с помощью:

· прохлопывания ритмического рисунка,

· проговаривания текста в заданном ритме,

· пения на определенный слог,

· пения в разных темпах.

В основе звукообразования лежит певческое дыхание. Певческое дыхание отличается от обычного: выдох значительно удлиняется, вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического (неконтролируемого нашем сознанием) переходит в волевой. При пении используется нижнереберное - диафрагматическое дыхание [41, с. 85].

Чтобы улучшить качество певческого дыхания мы выполняли следующие упражнения:

· взятие дыхание с последующей задержкой и напряжением мышц брюшной полости,

· взятие дыхания, его задержка с последующим продолжительным выдохом на звук [с],

· быстрое взятие дыхание с резким активным выдохом на слог «ха».

Таким образом, музыка — важнейшее средство характеристики образов и сценических положений, неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте — ведущий проводник художественной идеи. Обладая определенными вокальными навыками, участники музыкального спектакля смогли более ярко передать свои чувства и эмоции, что во многом помогло раскрыть образы героев на сцене в сольных и хоровых номерах спектакля.

В пении человек проявляет своё отношение к музыке. Благодаря пению у ребенка укрепляется дыхание и формируется певческое дыхание, осанка, улучшается дикция, развивается диапазон и сила голоса, происходит укрепление голосовых связок. Пение гласных звуков помогает устранить речевые дефекты. В процессе пения ребенок эмоционально раскрепощается, улучшается его психическое и физическое состояние.

 

2.3. Постановка танцевальных номеров

Танец – это вид искусства, основанный на выразительности ритмичного движения и пластики человеческого тела. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию. Танцевальный образ обусловливает характер движения и манеру исполнения, тесно связан с музыкой и дополняется костюмом.

Танцевальные движения ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Использование перечисленных движений в сочетании друг с другом позволяют создать танцевальные композиции.

К главным характеристикам танца относятся:

Характеристики танца
ритм рисунок динамика техника

«Рисунок 3»

· ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

· рисунок — сочетание движений в композиции;

· динамика — варьирование размаха и напряженности движений;

· техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных движений и позиций.

Танец в спектакле – это своеобразный язык действующих лиц пьесы, средство выражения их чувств, рассказ об их поведении, поступках, чертах характера[51, с. 7].

Постановка танцевальных номеров состояла из следующих этапов:

· прослушивание музыки, определение темпа и ритма;

· подбор движений, соответствующих образам героев и характеру музыки;

· составление рисунка - схемы танца;

· разучивание движений, работа над качеством исполнения;

· включение танцевальных эпизодов в целостную картину спектакля.

В нашем спектакле были созданы следующие танцевальные постановки [Приложение 11]:

· танец Мальчика-с-пальчика и братьев – бытовой танец, в котором движения имитировали трудовую деятельность братьев. Танец ритмичный, подвижный, синхронный;

· танец бабочек, в основе которого лежал вальс - воздушный, кружащийся, легкий;

· танец деревьев передавал величественность леса; исполнялся неторопливо, с достоинством; движение рук изображали шелест кроны деревьев;

· танец птичек - шуточный, с помощью движений головы, рук и небольших шагов имитировал характер поведения птиц;

· танец дочерей Людоеда - легкая полька с подскоками; исполнялась в парах; передавала беззаботный характер сестер.

Танец в спектакле раскрывает духовный мир персонажа и служит средством эмоционального воздействия на зрителей. Он передает чувства, переживания, состояние персонажей, их характеры и поступки, особенности труда, быта, национального характера. Танцевальная сцена в спектакле должна подчиняться законам построения музыкального произведения.

Танец благоприятствует физическому, психическому, эмоциональному и личностному развитию ребенка. С помощью танца ребенок учится взаимодействовать с другими, самовыражается, чувствуя себя активной и творческой личностью. Работа с танцем позволяет в полной мере удовлетворить одну из наиболее важных потребностей детей – потребность в движении. Танцуя, дети ощущают радость, потому что танцевать – это всегда весело.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1226. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия