Проблема лечения больных нефробластомой, имеющих метастазы в легкие, куда чаще всего она и метастазирует, остается актуальной. В настоящее время обсуждаются вопросы совершенствованяя комплексного лечения этих детей с использованием хирургического удаления метастазов. Последнее было изучено у 211 детей с нефробластомой 1—11 стадий, у которых после успешного лечения первичной опухоли были выявлены метастазы в легких. Было показано, что результаты химиолучевой терапии аналогичны результатам хирургического лечения, при котором производилась резекция солитарных опухолевых отсевов. Однако, как полагают исследователи, оперативное вмешательство иногда необходимо для гистологического подтверждения наличия метастазов. Это связано с тем, что из 29 больных, у которых наличие метастазов подтверждалось данными компьютерной томографии, 6 были прооперированы, и только у 4-х из них морфологи подтвердили наличие опухолевых метастазов. Рецидивы заболевания были отмечены у 5% больных после химиолучевого лечения и у 11% — после полихимиотерапии. Как отмечает De Kraker (1992), хотя имеется опасность нарушения роста грудной клетки и гипоплазии молочной железы у девочек, необходимо тотальное облучение легких после химиотерапии при наличии сомнений в полной регрессии метастазов на рентгенограммах или при множественных неоперабельных метастазах, оставшихся после окончания трехкомпонентной химиотерапии.
При этом все легкое рекомендуется облучать в дозе 12 Гр за 8 фракций (по 1,5 Гр). В Институте детской онкологии ОНЦ РАМН при облучении легких использовали методику гиперфракционирования. Облучение проводили на гамма-терапевтической установке типа «Рокус» и на линейном ускорителе фотонами 4—6 МэВ с 2-х встречных полей (переднего и заднего) с обязательным включением всей мишени в 80%-ную изодозную кривую и защитой позвоночного столба свинцовыми блоками. Суточная доза 2—2,4 Гр дробилась на два сеанса по 1—1,2Грис 4-часовым интервалом между последними; курс — 7 дней, всего 14 фракций, облучение 5 раз в неделю. При наличии признаков наличия метастазов дополнительно проводили локальное облучение по той же схеме подведения дозы. Как показал анализ полученных данных, полная регрессия остаточных метастазов была у 53% детей. Можно отметить, что эффективность химиолучевого лечения была выше у детей с односторонним изолированным поражением легких и меньшим числом метастазов, а также при более длительном интервале между окончанием первичного лечения и выявления метастазов. Результаты исследования показали, что при одновременном проведении лекарственного и лучевого лечения получен худший эффект, чем при химиотерапии, предшествовавшей облучению. Так, полная или выраженная регрессия метастазов в легких наблюдалась, соответственно у 60±7% и 82±7% детей.
Анализ данных также показал, что после одного крупнопольного облучения ни у одного больного не наблюдалось рентгенологических признаков изменений со стороны нормальных легочных тканей.