Студопедия — Все, изучаемое философией, есть явление. Понятие – функция рассудка (пересекаемая с чувственности)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Все, изучаемое философией, есть явление. Понятие – функция рассудка (пересекаемая с чувственности)






 

9. Абсолютный идеализм Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии являетсяГеорг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г. Подвел итог двухтысячному развитию философии, т.е. всю философию сжал в одну точку. Ничего нового после меня не будет (сравнение с деревом).

Ранее все познавали что-то независимое от субъекта: Бог, Природа. В основе исторического процесса лежат (и проявляют себя в нем через мышление –деятельность ради самопознания) «мировой разум», «мировая идея», «абсолютный дух». Гегель считал себя биографом мирового духа.

Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления (само бытие становиться философией, мышлением), т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа.

Мышление существует объективно, несмотря на то, что результат деятельности мышления (идея) чувственно не воспринимается. Тем не менее идеи существует объективно, ибо мы можем сопоставить содержание мысли с объектом и установить их тождество. Итак, идеи объективны, а в нас проявляется субъективная их сторона, мысль и объект – разные формы одного и того же.

 

Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Способность познавать (плавать) возникает и развивается в процессе самого познания (плавания). Аналогия с Аристотелем (динамис и энергейя). Развитие – процесс выражения заложенного содержания во вне => существует конец (дерево развивается до первого плода), дальше только повторяются уже пройденные этапы. Дальнейшие изменения могут быть бесконечны, но носят хаотичный характер. Аристотель: информация (эйдос) активна, она способна самостоятельно направлять и притягивать объект, особенно лишенный сознательности (дерево, клетка).

Вещи в себе противопоставляется диалектический принцип: сущность всегда проявляется. Проявление это в развитии, которое осуществляется по законам диалектики. Все находиться в процессе => нет ничего независимого, не завязанного со всем. Идея развития, поняв которое можно понять суть вещи. Развитие это происходит от низших форм к высшим через переход количества в качество. Источником развития является противоречия.

Диалектическая логика является логикой полярных противоречий – всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, описываемые категориями, и затем рассматривать их борьбу и взаимопереходы. В рамках диалектической логики, когда диалектику одновременно полагают ещё и теорией развития, было получено три закона. Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей, этот закон имеет следующий вид:

  • 1) «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу».

В диалектике также имеется закон перехода количества в качество, объясняющий один из возможных способов возникновения нового качества:

  • 2) «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».

Закон отрицания отрицания раскрывает диалектику старого и нового:

  • 3) «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде. Первые два закона были подробно разобраны Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770 – 1831), а третий – закон отрицания отрицания – служил Гегелю для построения основ философской системы.

Видно, что благодаря диалектической логике в философии появились законы, имеющие объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии. Данные законы основаны на научном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуют религиозное или мистическое мировоззрения.

Исторический процесс. Состоит из действий отдельных людей, но они не всегда достигаю чего хотят => элемент случайности, который выступает для них необходимостью. Всемирное Историческое начало как надындивидуальное. Народный дух – способ познания мировым духом себя. Периодизация истории (восточный, греко-римский и германский периоды) через прогресс в познании свободы.

Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.

Тождество бытия и мышления рассматривалось как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея может мыслить только о себе, поскольку ничего другого еще не существует. В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорический способ мышления. Цель - в самопознании на всех уровнях.

В рез те любого познания мы находим то, что тождественно нашей мысли => в результате само познания мы приходим к самому себе

В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа:

1. логика. Логика - наука об идее в себе и для себя

2. Философия природы. Философия природы - наука об идее в ее инобытии. Мировой дух осознает свою абсолютность как объект. Простейшее состояние – существование в состоянии, отличном от себя и аналогичном иному. Отделившись от абсолютной идеи природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий => отрицание эволюции природы, но человек сюда еще не входит. Из существования аналогичном иному мировой дух движется к существованию в самом себе, для чего создает человека.

3. философия духа. Абсолютная идея познает себя с помощью человека, которого наделяет способностью разумного мышления (философия), а не только рассудочного сознания. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания (абсолютность как субъект). Однако процесс познания не имеет и не может иметь завершения. Сама философия Гегеля – этап в познании мировым духом своего абсолютного характера. Дух достигает понимания себя как абсолюта. Мысль нашла себя как основание деятельности => дальнейшее познание невозможно.

 

10. Материалистическаякартина мира

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

При всем многообразии вещей и их состояний некоторые свойства сохраняются всегда.

Материя (термин: «материнское, порождающее, первооснова, причина, производящее начало»; но и «материал, из которого порождается, из которого что-то состоит») – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция (причина сама себя => аналогично «деятельности»), субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Весь чувственный мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечных формах, проявлениях – тогда и познавать нечего. Так что проблемы в том, что есть материя, определения различны. Понимание материи как субстанции (т.е. неопределимого понятия) считается глубиной понимания => эволюция понятия материи приводит к ее понимании как той же идеи, бога, абсолюта, что можно объяснить влиянием идеализма, его критической направленностью.

Вещь – форма проявления материи, а не состоит из материи. Ощущения – тож вид материи. Материя – бытие всех форм. Сущность - совокупность наиболее общих свойств (вариант определения) = идея Платона в раннем понимании (ранний идеализм), однако позже самим Платоном и Аристотелем показана необходимость субъекта, носитель свойств.

Свойства материи – ее постоянные атрибуты:

ü Объективность существования. Материя –категория, по определению обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Это определение, с одной стороны, отграничивает материю от сознания (субъективной реальности), и, одновременно, признает её производящей причиной всего сущего. С другой стороны, оно признает и принципиальную возможность познания материального мира, ибо отображение – это результат активного взаимодействия человека с окружающим миром. Сознание всегда мыслит, наличие мысли не зависит от человека => мышление тож материя.

ü Структурность. Определяется на основе научных представлений => может быть ограничено в понимании.

Структура материи – внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Отсутствие структуры => однородность => невозможность взаимодействия, а существовать могут только взаимодействующие объекты. Бытие и движение материи невозможны вне структурной её организации.

Строение материи

А) непрерывное. Непрерывные формы материи – поля (субмикроэлементарный уровень).

В этом есть противоречие: все частицы обладают волновыми свойствами, но непрерывное поле – коллектив частиц.

Б) прерывистое, состоит из вещества. Материя состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 элементарных частиц. Предпринимаются попытки по систематизации и выявлении связи между элементарными частицами и создать для них нечто вроде таблицы Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя. Атомы состоят из ядра и электронов, а ядро из протонов и нейтронов (нуклонов).

Материя упорядочена по уровням: субмикроэлементарный – микроэлеметарный (элементарные частицы) – ядерный – атомный – молекулярный –

1. органический – биологический (жизнь – итог хим процессов) – социальный – метасоциальный (гигантские космические цивилизации) -?!

2. макроскопический (твердые, жидкие газообразные тела) – космический.

 

Но в космическом пространстве существует и диффузная материя – разобщенные атомы и молекулы.

Устойчивость каждой структурной формы обеспечивается собственной структурой => каждый элемент материи несет отпечаток мирового целого.

Новейшая физика знает 3 различные области материального мира: макро-, мега-, микромир. Они различны по масштабам и величине материальных объектов. Им присуще и качественное многообразие.

 

 

ü Неуничтожимость. Каждая форма материи – простая совокупность образующих ее элементов => при изменении порождает новые предметы. Закон сохранения и превращения энергии.

ü Движениеформа существования сущего. Быть = быть в движении, изменяться. Однако как бы не изменялся предмет, он сохранят свою определенность. Каждой форме движения присущ носитель – субстанция. Движение всегда происходит относительно другой вещи. Материя связана с движением и обладает внутренней активностью.

ü Пространство – форма координации существующих предметов (а как быть с сознанием, мыслью -?!), состояний материи.

ü Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний (а как быть с сознанием, мыслью -?!).

ü Отражение в сознании, возможность познания. Сознание – познание действительности и ее составная часть. Оно часть материального мира. Познание с его помощью – свойство высокоорганизованной материи.

 

Материя – основание всего сущего. Материализм отражает определенные части реальности: появление объектов, свободных от информационной составляющей (камней, горных хребтов), но невозможно объяснить появление живого организма (умозрительным элементом является генетическая программа).

 

 

Предпосылки материализма:

1. устройство человека как гносеологического субъекта. Любая теория есть продукт деятельности субъекта, его способностей. Мыслящее и чувственное познание функционируют самостоятельно, не независимо: доминантой всегда является одна из способностей. На основе доминанты формируется интуиция реальности, мир всегда будет усматриваться в качестве подлинного реально существующего так, как это усматривается доминантой. На ее основе формируется одна из способностей: рассудок или разум. Но они работают с разными объектами: чувство (рассудок) или мысль (разум). На основе способностей формируется соответствующие парадигмы: стихийная у древних физиков и деятельная у Платона с Аристотелем.

Если доминирует чувственный компонент, то через эту призму человек смотрит на реальность, не видя умозрительного – его по истине, самостоятельно не существует. Только то, что можно потрогать или смоделировать как нечто аналогичное (атом или космос), или производится чем-либо воспринимаемым (значение слов порождается чувственно воспринимаемым объектом). Основной и доминирующей формой деятельности будет рассудок. Отсюда появляется стихийная парадигма – концентрат представлений о начале всего о пути движения к этим началам. Начала эти чувственны, представляют собой простейшие состояния вещества (чувственное воспринимаемое сознание пытается найти начала, наблюдая за процессом разложения: на что разлагается вещь, из того и состояло). Рождение и смерть в сущности тождественны, различается только направление движения.

2. метод качественно-количественных изменений. «все есть одно» - чувственно воспринимаемое нечто. Одно кажется всем путем качественно-количественных изменений (сгущение – разряжение воздуха, огня…) – самый ранний метод, на уровне первых двух причин бытия.

На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов:

1. материя отождествлялась с той или иной природной стихией у натурфилософов (огонь у Гераклита, вода у Фалеса, апейрон у Анаксимандра, воздух у Анаксимена). Материя формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдений, а не экспериментальных данных.

Далее более абстрактные представления: Атомистика: (Левкипп, Демокрит) в мире нет ничего, кроме атомов пустоты. Атомы- мельчайшие неделимые, материальные частицы. Не имеют качества, различаются по форме, положению и порядку. Двигаясь в пустоте, атомы сталкиваются, образуя путем соединения различных атомов различные вещи. Распад атомов приводит к исчезновению вещи, но сами атомы сохраняются. Качество вещи определяют не атомы сами по себе, а их сочетание. Т.к. таких сочетаний много, то и мир бесконечно разнообразен и многокачествен. Развивается этот мир по объективным законам без участия каких-либо сверхъестественных сил (Бога). Процесс возникновения и исчезновения вещей- процесс чисто механический. Эта концепция позволяет объяснить лишь 1 предмет, но не тенденцию к необходимости появления одинаковых вещей. Материя отождествляется с атомами, веществом, комплексом их свойств. Она предстает как вещественный субстрат, нечто такое, что само вещественно, но чувственно не воспринимается (атомисты). Ньютон тож исходил из атомистических взглядов, выводя свои законы и формулируя понятие массы. В химии отсюда вывели закон сохранения вещества, постоянства состава, Менделеева.

3. Платон. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которых называл видами или идеями, и которые отождествлял с первовеществом.

Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Т.к. чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество чувственных вещей, разделенных пространством. Материя – вечна, но не является идеей. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность.

4. Аристотель: отказался от теории первоматерии. Материя - пассивная форма. Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон отрицает причинную зависимость идей от вещей. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Основой бытия, сущностью и причиной является форма. Единичное бытие – единство формы и материи. Материя существует вечно, лишена всяких свойств, определенности, не оформлена и чувственно не воспринимаема; превращается в действительность лишь после соединения с формой, именно наличие формы делает данную вещь вещью, отличной от других. Форма придает материи определенность, т.е. причина бытия заключена в форме. Форма форм – сам Бог. Душа – форма тела. Внешняя форма- это то, что делает данную вещь этой вещью; внутренняя форма – это закон, по которому объединяется содержание данной вещи.

Аристотель: 2 из 4 «причин» или «принципов» бытия, причины, управляющие любой реальностью:

4 вида причин, выведенных Аристотелем, и ни одного не было добавлено:







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия