Первичные и вторичный качества
Первичны присущи самому объекту, независимо от субъекта. Их исследует физика. Вещь сама по себе наиб фундаментальные характеристики. Вторичные возникают во взаимодействии (запах, цвет, вкус) => субъективны. Они не существует в самих вещах. Затем пришел Беркли…
Джордж Беркли (1685-1753) Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов. Все существует только будучи воспринимаемым. Воспринимать могут не только люди, но и живые существа, и Бог. Бог создал мир => мыслит его. Объективные вещи вне нас – мысли бога. Джордж Беркли отрицал различие, которое делал Локк между первичными и вторичными качествами, и считал обе группы качеств - и первичные, и вторичные – субъективными, относительными. Первичные качества даны через вторичные (протяженность через зрение и тому подобное). Любые свойства через субъективную чувственность. => что мы можем знать -?! скептицизм. Например, мы не воспринимаем расстояние таким, каким оно является на самом деле. Идею расстояния получают следующим образом. Мы видим некоторый объект своими глазами. Мы приближаемся к нему, трогаем его руками. Если мы повторяем этот процесс, определенные визуальные ощущения заставят нас ожидать, что они будут сопровождаться определенными тактильными ощущениями. Так возникает идея расстояния. Иначе говоря, мы не смотрим на расстояние как на протяженность, которой она является. Беркли критически относился также к тому, что субстанция является носителем качеств, как утверждал Локк, и рассматривал вещи как совокупности идей. Он утверждал, что "существовать - значит быть воспринятым" (esse est percipi). Таким образом, Беркли отрицал существование субстанций или материальных объектов, но не сомневался в существовании духа как воспринимающей субстанции.
Дэвид Юм Опыт – последовательность ощущений, но из того, что одно предшествует другому не следует причинно-следственная связь. => невозможность объективного познания. Наши знания – это только наша вера. Юм считал, что наше познание начинается с опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы: 1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм). 2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм). 3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм). Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В 19 столетии такую позицию стали называть агностицизмом. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.
\ => каждая вещь суть только совокупность наших ощущений. Только это неоспорима, а все остальное сомнительно. Необходимость построения субъективной онтологии, необходимость чего остается.
7. Рационализм в философии Нового времени. Рационализм (от лат. гаtiо - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Значение методологии. Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму (разум не внешен по отношению к миру, а просто мир разумен), так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.). Деятельность ума должна быть разумной, а не хаотичной, дабы совершать открытия определенным методом. Придание разумной формы разума и позволяет говорит о рационализме (в отл от Платона с Аристотелем). Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила"). Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: 1. сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; 2. разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Самостоятельность мысли (от эллейцев) без обращения к опыту (1+1 = 2). Это знание врожденно. Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения. К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: ü обосновал ведущую роль разума в познании; ü выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; ü стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; ü выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях". Рене Декарт (1596—1650 гг.), в отличие от Ф. Бэкона, подчеркивал значение рационального начала в познании, он считал, что в мыслящем субъекте от рождения заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно твердого тела и др.). Достоверные знания можно получить лишь дедуктивным путем (мир – единая разумно устроенная система, созданная Богом, но затем развивается самостоятельно), то есть путем умозаключений от общего к частному. Исходным пунктом цепи дедуктивных умозаключений (тоже поиск метода, как и Бэкон) является интеллектуальная интуиция, то есть прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Значение мысли: Из тезиса «я мыслю, следовательно, я существую» Р. Декарт делал вывод о существовании двух субстанций — материальной (телесной, протяженной) и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объясняется наличием Бога.
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; • сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; • мыслить может реально существующий, человек; • следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания; • поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую”. Врожденные идеи.
Душа и разум человека. Идея субстанции (сотворенной Богом и несотворенной – субстанции самого Бога). В человеке содержаться обе субстанции. Сотворенная субстанция => в человеке заложены основные законы математики и логики. Субстанция мышления и субстанция протяжения – теоретически объединить их нельзя, но эмпирически это так: человек подумал (модусы субстанции мышления) и сделал это (модус субстанции протяжения).
Спиноза. Ушел от дуализма субстанций к монизму. Пантеизм – Бог не вне мира, а мир боги и являться миром. Субстанция едина => всн обладает способностью к мышлению. Человек отличается от животных, а животные от растений только ясностью представлений. Мир имеет в основе закон, который человек должен понять с помощью разума, человек должен видеть его в любой вещи (не чувственно). Следуя этому закону, человек становиться свободным.
Лейбниц. Мир – множество монад – духовных сущностей с самосознанием и способностью к движению. Высшая монада – бог, абсолют. По его законам существует весь основной мир.
8. Агностицизм И. Канта.
И.Кант (1724-1804) немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант – основатель “ критического ”, или “трансцендентального” идеализма. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой к которому не примешивается ощущение). Кант называет свою философию «критической» в противоположность догматической философии, которая оставляет нерешенным вопрос возможности знания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой: ü внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека; ü органы чувств человека принимают аффинированные образы внешнего мира в виде ощущений. Виды ощущений: пространство (внешняя чувственность; все воспринимается как пространственно оформленное) и время (внутреннее чувство; внутренние образы – представления – не имеют характеристик протяжения, а временные есть: ощущение времени сохраняется). Это априорные формы (по Канту - врожденные). ü человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; ü целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. ü реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; ü человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: 1. собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии; 2. внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: ü Формы чувственности; ü Формы рассудка; ü Формы разума. Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия,с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений (рассудок обращается на конечные вещи, ибо чувственно вопринимаемы), размещенных в "системе координат" пространства и времени. Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д. Мысль имеет источник в категориях, связывает события чувственного восприятия между собой. Трансцендентальное единство самосознания (апперцепции) – самосознание, имеющееся в каждом, но существует в каждом, обеспечивая единство опыта => мышления. Оно лежит в основе опыта, но не может его объектом (не может быть испытано им). Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. их и созерцает разум, они чувственно невоспринимаемы => с помощью рассудка не познать. Философия по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (познает идей) (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями. Антиномия — (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов. Понятие «антиномия» возникло в древнегреческой философии (Платон, Аристотель), хотя чаще употреблялся термин «апория»; Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Эти вещи не могут быть предметом разума
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: ü апостериорное знание; ü априорное знание; ü "вещь в себе". Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность. Опыт – единство чувства и мысли. Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение. Quot;Вещь в себе" (сама по себе, до связи с познающим субъектом) - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Вещь в себе (ноумен)— философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.По другому толкованию «вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому. Со времён античности философы выделяли умопостигаемые явления, получившие у Платона название ноуменов. Обострение критики соответствия восприятия явлений окружающего мира их действительной сущности привело в эпоху классической философии (на рубеже XVIII—XIX веков) к развитию идеалистического мировоззрения, основоположником которого стал немецкий философ Иммануил Кант. Кант считал, что вещь в себе не доступна познанию через опыт, а является чистой умопостигаемой категорией. «… если уничтожить наши субъективные свойства, то окажется, что представляемый объект с качествами, приписываемыми ему в чувственном наглядном представлении, нигде не встречается, да и не может быть нигде найден, так как именно наши субъективные свойства определяют форму его как явления». Кроме того, в рамках трансцендентальной философии Канта, вещь в себе выступает как нечто трансцендентное — недоступное теоретическому познанию (абсолютные или предельно абстрактные понятия, такие как бог, свобода и т. д.). Однако, вещь в себе является источником нашего чувственного, опытного познания. Познание «вещей в себе» должно было бы лежать за пределами чувств, являться метафизическим познанием ноуменов (в противоположность феноменам – явлениям физического мира). Судьба метафизики была поставлена под удар в связи с выводом Иммануила Канта о принципиальной невозможности метафизики удовлетворять свойствам науки.
|