Педагогическое значение деятельности Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) детство провел в селе под Кременчугом. Окончил рабфак, Полтавский пединститут (факультет языка и литературы), с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировоградской области. Путь Сухомлинского к признанию был нелегким. Но и став Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР, крупным ученым-педагогом, из школы не ушел, оставаясь ее директором до конца жизни. Его педагогическую деятельность отличали единство теории и практики, постоянный поиск и проверка своих идей в жизни. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В одном и том же деянии у него причудливо и эффективно переплеталось многое: умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя. Исходным началом у Василия Александровича стала одна из задач воспитания – формирование у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, близкими, товарищами, обществом и — перед своей совестью. Через личное, в сочетании с ним осуществляется и социальная ориентация ребенка. Понимая, что успех воспитания во многом зависит от взаимоотношений учителя и учащихся, определил те принципы и правила, которым обязан следовать педагог в своем профессиональном мастерстве. Они естественны: «дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может жить без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». И не только во время учебных занятий. В его школе стали традиционными походы, наблюдение закатов и восходов солнца, сочинение и чтение стихов на природе, у костра, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Так формировался драгоценный дар общения и у воспитателя, и у воспитанников, открывались индивидуальности. Учитель, считал Василий Александрович, что-то должен знать и уметь делать очень хорошо, чем мог бы увлечь и детей, научить их этому и подвигнуть на поиски чего-то своего. В искреннем, доброжелательном и раскрывающем личности учителя и ученика общении складывается очень нужная в воспитании вера детей в своего наставника. Она ко многому обязывает учителя и, прежде всего, он должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом из воспитанников личное. Сильнейшая сторона его педагогической системы – нравственное воспитание. Среди методов исключительную роль отводил слову. Слово обязано быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и, главное, отличаться правдивостью. Он называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», способным принести человеку и огромную радость, и горе. Считал, что множество школьных конфликтов происходит из-за неумения учителя говорить со своими учениками. Следует быть внимательным и к слову ученика. Большое внимание Сухомлинский уделял содружеству семьи и школы. В статье «Слово к отцам», других работах писал, что в семье должно начинаться воспитание у детей любви, доброты, скромности, ответственности, трудолюбия. Нужно избегать крайностей, не быть чрезмерно требовательным, жестким к ребенку, или потакать всем его капризам. Присматривайтесь к своим детям, советует он родителям, тянутся ли они к дому, своей семье, радуются ли общению с вами, сопереживаете ли вы вместе с ними успехи и неудачи — и вы поймете, какая у вас семья. Школе часто приходится восполнять недостатки семейного воспитания, учителю следует знать семьи своих учеников и быть особенно внимательным к детям, обойденным домашним теплом. Совместно с семьей школа решала вопросы и трудового воспитания. Предостерегая от переоценки эпизодических трудовых дел, Василий Александрович отдавал предпочтение повседневному труду, оговаривая его характеристики: применение знаний, решение поисковых задач по технике, селекции, созданию различных моделей, побуждение мысли и чувства, обретение мастерства. Творческий труд, соединяющий в себе физическое, умственное, эмоциональное и эстетическое начала возможен почти в каждой семье, где требуется и мускульная сила по уходу за домом, и знания по бытовой и иной технике. В таком труде и его результатах школьник осознает свои возможности, силу, достоинство, утверждает себя как личность, как гражданин. Есть суждения, что педагогика В.А. Сухомлинского несколько опережала свое время, ее отличал некоторый романтизм и завышенные ожидания. Наверное, в чем-то так оно и есть. Однако она стала закономерным и серьезным противостоянием официальной педагогике. Новая педагогика казалась необычной в своей искренности, гуманности, истинной любви к детям. Ее методы воспитания были обращены к эмоциональной стороне души ребенка. Ценнейшее педагогическое наследие В.А. Сухомлинского сегодня активно воспринимается многими школами и педагогами.
|