Точка зрения шраваков
В соответствии со взглядами обоих разделов школы шраваков1, наш Учитель зародил Мысль Просветления (bodhicittotpadika) перед лицом великого Татхагаты Шакьямуни-предшественника2, и в это время вступил на путь снаряжения3, начав таким образом собирать снаряжение (sambhara) трех неисчислимых кальп (asamkhyeya-kalpa). Затем, явившись в мир, Татхагата (Tathagata) Ратнашикхин (Ratnasikhin) завершил первую неисчислимую кальпу. Явившийся в мир Татхагата Дипанкара (Dipamkara) завершил вторую, а Татхагата Випашьин (Vipasyin) – третью. Утверждается, что затем в течение сотни кальп он собирал снаряжение, которое стало причиной обретения им тридцати двух признаков (laksana) и восьмидесяти малых примет (anuvyanjana)4, и, наконец, родился царевичем Сиддхартхой, сыном царя Шуддходаны (Suddhodana).
Випашьин, Дипанкара и Ратнашикхин являлись [по одному] В конце [каждой из] трёх неисчислимых кальп; Первым [Татхагатой, которого он почитал,] был Шакьямуни5.
Утверждается, что в период между окончанием накопления снаряжения в течение трёх неисчислимых кальп и покорением Мары в сумерки6 он обладал качествами странника, собравшего снаряжение Бодхисаттвы, который является обычным человеком (prthag-jana). В возрасте тридцати пяти лет, в сумерки пятнадцатого дня вайшакхи 7 (в полнолуние), он победил Мару. Полночь он провёл в состоянии равновесия (samapatti), а [затем] проявил путь практики, путь видения и путь усиленного созерцания. При самом первом проблеске зари он проявил путь вне практики и стал явленным полностью просветлённым (abhisambuddha). Затем, спустя сорок девять дней, он запустил Колесо Учения в Варанаси. Это было Колесо учения о Четырёх (Благородных) Истинах. Никто <из шраваков>* <*в угловых скобках дополнения переводчика на русский язык> не утверждает, что он запустил какое-либо другое Колесо Учения. А также ничего не говорится о проповеди Великой Колесницы (Махаяны). Затем, утверждают они, когда он вошёл в нирвану в возрасте восьмидесяти лет, его знание (видья) пресеклось, как угасает выгоревший светильник. Они не признают как основу десять ступеней (dasa bhumi)8 на этапе пути, а также не признают тело совершенного наслаждения (sambhoga-kaya) на этапе плода [пути]. Далее, они не признают обозначение «лучшее явленное тело» (parama-nirmana-kaya) ни для Дхармакаи (dharma-kaya), ни для Рупакаи (rupa-kaya). Вайбхашики утверждают, что поскольку тело царевича Сиддхартхи – это тело обычного человека, оно представляет истину страдания (duhkha-satya), порождённого действием (karma) и искажением (klesa); и даже тогда, когда он стал Буддой, истина страдания оставалась неизменной в потоке бытия этого тела. Поэтому они утверждают, что Рупакая – не Будда. Саутрантики говорят, что этот [аргумент] опровергается тем фактом, что [в таком случае] нет немедленного воздаяния (anantarya) за пролитие крови Татхагаты по злому умыслу.
|