Третье абхисанбодхи
После этого все Будды предложили ему усиленно размышлять о значении мантры tistha vajra («Восстань, о ваджра»). Выполнив это, он непосредственно увидел Самантабхадру21 предшествующей мысли просветления в виде вертикальной пятиконечной белой ваджры в собственном сердце. Тем самым он достиг «различающего знания» (pratyaveksana-jnana) – сущности Амитабхи. Название этого абхисанбодхи – «просветление-откровение, происходящее от непоколебимой ваджры» (drdha-vajra). Кроме того, существует практика для обращённых, которые входят позже. Начитывая тишта ваджра (tistha vajra) они усиленно созерцают пятиконечную белую ваджру в собственном сердце. Здесь следует объяснить значение выражения «первая ваджра» (adi-vajra). «Первая» означает первоначальная (thog ma); а смысл слова «первоначальная» состоит в том, что тот, кто был «пробуждённым-неразвившимся» (buddha-avibuddha) теперь становится «пробуждённым-развившимся» (buddha-vibuddha). Поэтому пятиконечная белая ваджра, которую видят в собственном сердце во время усиленного созерцания пяти абхисанбодхи по порядку, называется «первой ваджрой» (adivajra). Почему концов именно пять? Когда человек становится совершенным Буддой, он усиленно созерцает каждое из пяти абхисанбодхи по очереди. Так непосредственно проявляется каждое из пяти знаний, а пять концов их символизируют.
1.2.2.1.3.4. Четвёртое абхисанбодхи После этого все Будды десяти направлений даровали Бодхисаттве Сарвартхасиддха посвящение имени (nama-abhiseka). Убрав имя Сарвартхасиддха, они дали ему взамен имя Бодхисаттва Ваджрадхату (Vajradhatu). Затем они предложили ему усиленно размышлять о значении мантры vajratmako 'ham («я состою из ваджры»). Когда он это выполнил, все составляющие ваджр тела, речи и ума (kaya-vajra-dhatu, vag-vajra-dhatu и citta-vajra-dhatu) всех Татхагат десяти направлений вошли в непосредственном видении в пятиконечную белую ваджру в его собственном сердце; и он непосредственно увидел эту самую ваджру, словно составленную тончайшими атомами ваджр всех Татхагат. Тем самым он достиг «знания исполнения обязанности» (krtyanusthana-jnana) – сущности Амогасиддхи. Название этого абхисанбодхи – «просветление-откровение, происходящее от составления ваджры» (vajratmaka). Кроме того, есть практика для обращённых, которые входят позже. Бормоча ваджратмако хам (vajratmako 'ham), они усиленно созерцают лучи света, исходящего во всех десяти направлениях от пятиконечной белой ваджры в их собственном сердце, в результате чего элементы ваджр тела, речи и ума всех Татхагат входят в пятиконечную белую ваджру их собственного сердца.
|