Собрание проповедей
Все проповеди Будды объединены в двенадцать разделов священных слов (pravacana). Наставник Шантипа приводит их в своём сочинении Аштасахасрикапраджняпарамитапаньджикасароттама-нама (Astasahasrikaprajnaparamitapanjikasarottama-nama; Toh. 3803):
Изречения (сутры), смешанные проза и стихи (гея), Пророчества (вьякарана), стихи (гатха), радостные безличные речения (удана), Личные наставления (нидана), притчи (авадана), легенды (иттивритака), Житие Будды в обликах бодхисатгв (джатака), Большое Писание (вайпулья), Чудесное (адбхутадхарма) и разъяснение (упадеша) – Вот двенадцать разделов священных слов.
Если же личные наставления, притчи, легенды и житие Будды в обликах бодхисаттв собрать в один раздел, то получится девять разделов священных слов. Кроме того, поскольку священные слова Будды и проповеди – это одно и то же, священные слова можно разделить на три раздела: 1. проповедь из его собственных уст; 2. проповедь через благословение (adhisthana); 3. проповедь через дозволение (anujna) <rjes su gnang ba>.
1. Пример (первого) – Арьясанчая (Aryasancaya; Toh. 13). 2. (Второй) подразделяется на три: 2.1. проповедь через благословение Тела, пример которой – Дашабхумикасутра (Dasabhumikasutra; глава из Аватамсаки (Avatamsaka (Toh. 44))); 2.2. проповедь через благословение Речи, пример которой – Аджаташатрукаукитьявинодана-сутра (Ajatasatrukaukrtyavinodana-sutra); 2.3. проповедь через благословение Ума, которая подразделяется ещё на три: 2.3.1. проповедь через благословение Самадхи Ума – например, Праджняхридая (Prajnahrdaya; Toh. 21); 2.3.2. проповедь через благословение Сострадания Ума – например, личные мантры, произнесённые якшами, дэвами, нагами и т. д., которые состраданием Будды были благословлены стать мантрами, порождающими высший плод; 2.3.3. проповедь через благословение Силы Истины Ума – например, слова учения (Дхармы), которые идут от гор, деревьев, стен и прочего благодаря тому, что были мысленно произнесены Бхагаватом, наделившим их силой истины (satya-bala). 3. Проповедь через дозволение – например, в Дхармасангити-сутре (Dharmasamgiti-sutra; Toh. 238) Бхагават произнёс: «Живущие подаянием монахи! Мои священные слова (pravacana) следует предварять фразой: "Так я слышал однажды" (evam maya srutam ekasmin samaye) и т. д.», – а также: «В [соответствующих] промежутках следует вставлять соединяющие фразы». Поэтому после того, как Бхагават проявил способ ухода в нирвану, шраваки предваряли священное слово словами: «Так я слышал однажды» и т. д., а в промежутках вставляли соединяющие фразы.
Далее, все священные слова Будды объединены в три собрания. То, что учит главным образом наставлению в высшей нравственности (адхишила), – это Виная-питака. То, что учит главным образом наставлению в высшей медитации (адхисамадхи), – это Сутра-питака. То, что учит главным образом наставлению в высшей различающей мудрости (адхипраджня) – это Абхидхарма-питака. Наставление в высшей медитации – то же самое, что <практика> покоя (шаматха), которой учил Будда; а наставление в высшей различающей мудрости – то же самое, что <практика> запредельного видения (випашьяна). Кроме того, первые пять из двенадцати разделов священных слов – это Сутра-питака малой колесницы (Хинаяны). Следующие четыре – Виная-питака, которая принадлежит и к Хинаяне, и к Махаяне. Последние три – Сутра-питака великой колесницы (Махаяны). Имеющиеся в них разрозненные отрывки, в которых излагаются индивидуальные и общие особенности явлений (dharma-svalaksana и dharma-samanyalaksana), составляют Абхидхарма-питаку. Согласно Абхидхармасамуччае (Abhidharma-samuccaya; Toh. 4049), раздел [священных слов], содержащий наставления (упадеша), – это Абхидхарма-питака, которая принадлежит к обеим колесницам. Также утверждается, что все священные слова Будды входят в совокупность восьмидесяти четырёх тысяч дхарм (противоядий от восьмидесяти четырёх тысяч искажений – klesa), а именно: двадцать одна тысяча практик, при которых в потоке сознания практикующих преобладает страсть (raga); столько же практик, при которых преобладает гнев (dvesa); такое же число для неведения (moha); и двадцать одна тысяча практик для трёх [ядов] в равной пропорции. Что касается объёма, то некоторые шраваки утверждают, что из семи разделов Абхидхармы один лишь трактат (шастра), озаглавленный Дхармаскандха, имеет объём одной дхармаскандхи, и что в нём тысяча шлок. Другие шраваки заявляют, что каждый раздел священных слов, который полно объясняет смысл таких понятий, как «совокупности» (скандха) и «опоры чувств» (аятана), есть дхармаскандха. Некоторые последователи Махаяны считают, что одна дхармаскандха – это объём, требующий для своей записи столько чернил, сколько может унести на спине сильный слон. Наша школа следует Васубандху, который полагает, что одна дхармаскандха – это часть священных слов, достаточная для противодействия одной из восьмидесяти четырёх клеш. После вхождения Бхагавата в нирвану было сделано три шага для собирания его проповедей. Когда Бхaгават закончил вращение Колеса Учения, он вверил его Махакашьяпе. Затем в городе Кушинагаре вечером пятнадцатого дня последнего весеннего месяца, когда полная луна находилась в созвездии Вишакха35, он показал способ ухода в нирвану.
|