Татхагатагарбха-сутры
Кроме того, школа Джонангпа заявляет, что десять сутр: Татхагатагарбха-сутра (Tathagatagarbha-sutra; Toh. 258), Дхаранишварараджапариприччха (Dharanisvararajapariprccha; иное название – Татхагатамахакарунанирдеша-сутра (Tathagata mahakarunanirdesa-sutra; Toh. 147)), Махапаринирвана-сутра (Mahaparinirvana-sutra; Toh. 120), Арья-ангулималия-сутра (Arya-angulimaliya-sutra; Toh. 213), Джняналокаланкара-сутра (Jnanalokalamkara-sutra; Toh. 100), Шри-мала-дэви-синханада-сутpa (Sri-mala-devi-simhanada-sutra; Toh.92), Анунатвапурунатванирдеша-париварта (Anunatvapurnatvanirdesaparivarta)31, Махабхерихарака-сутра (Mahabheriharaka-sutra; Toh. 222), Авикалпаправеша-дхарани (Avikalpapravesa-dharani; Toh. 142) и Сандхинирмочана-сутра (Samdhinirmocana-sutra; Toh. 106) являются десятью сутрами [Татхагата-]гарбхи, которые, как они считают, относятся к Проповеди Последнего Колеса и, по их мнению, имеют окончательный смысл (nitartha). По их утверждению, посредством девяти смыслов девяти примеров сутры учат32, что Зародыш Татхагаты (tathagatagarbha) означает то же самое, что и Тело Собственной Сущности (svabhava-kaya) Совершенного Будды: он истинно возник, неколебим, вечен, украшен необусловленными (asamskrta) признаками и малыми приметами и пребывал в потоке сознания всех живых существ с безначального «круговорота бытия», но был сокрыт омрачениями (klesa), принявшими облик «я»; а кроме того, они утверждают, что Первое Колесо и Среднее Колесо имеют условный смысл (neyartha). Будон Ринпоче придерживался той точки зрения, что эти десять сутр относятся к сутрам Последней Проповеди. Хотя он был склонен разъяснять эти сутры на основе толкования, поддерживаемого школой Джонангпа, он считал, что они имеют условный смысл, и хотя он признавал, что Свабхавакая и Татхагата-гарбха означают одно и то же, но он не считал их принадлежащими к потоку сознания живых существ и имел в виду, что окончательный смысл имеет только Средняя Проповедь. Нет оснований утверждать, что содержание этих десяти сутр совпадает. Вся глава «Спрошенное Арьей Авалокитешварой» Сандхинирмочана-сутры посвящена разъяснению того, что в конечном счёте, колесниц три; вся глава «Спрошенное бодхисаттвой Парамартхасамудгатой» разъясняет, что паратантра <gzhan dbang> и паринишпанна <yongs grub> реально возникают; вся глава «Спрошенное Майтреянатхой» толкует сознание-хранилище (alaya-vijnana) как отличное по существу от сознания ума (mano-vijnana). Но все остальные девять сутр – поскольку они учат, исходя из предположения, что никакого сознания-хранилища нет, – разъясняют, что все явления не обладают реальностью, и колесницы, в конечном счёте, сводятся к одной. Кроме того, в соответствии со школой Джонангпа, паратанра – это всё равно что «рога зайца» (sasa-visana) [т. е. нечто невозможное], а колесницы, в конечном счёте, едины. Но если предположить в Сандхинирмочана-сутре окончательный смысл [как это делает Джонангпа], становится ясным противоречие своей собственной школе [которая не согласна с тем, что сутра имеет «окончательный смысл»]. В соответствии с нашей школой:
Поэтому наша школа не принимает ни одну из этих двух теорий. Тогда как же всё обстоит на самом деле? В Махаяноттаратантре (Mahayanottaratantra; Toh. 4024) о Зародыше Татхагаты и о Первоначале Татхагаты (tathagata-dhatu) говорится как о вещах тождественных33. В комментарии (Toh. 4025) говорится: «Здесь "первоначало" означает причину34». Следовательно, Зародыш Татхагаты есть «причина» Татхагаты. С другой стороны, причина состояния Будды не всегда называется Зародышем Татхагаты. Как же тогда обстоит дело? Читта – это пустота истинного возникновения, но в этой пустоте высшее состояние ума (citta-dharmata) называют «чистым по природе» (svabhavasuddhi). Далее:
«Случайные загрязнения» – это два омрачения (avarana): от искажения (klesa) и познаваемого (jneya). Таким образом, следует признать, что Тело Собственной Сущности (свабхавакая) не является Зародышем Татхагаты, поскольку обязательно должно выполняться условие свободы от случайных загрязнений. Кроме того, в нашей школе и к Зародышу Татхагаты, и к Телу Собственной Сущности имеют отношение определения «необусловленное» (asamskrta), «неконкретное» (abhava) и «постоянное, неколебимое, вечное», но не определение «истинное возникновение» (bden par grub pa). К собранию (питака) Хинаяны относится первое из трёх Колес, а к собранию Махаяны – два других. Далее, первое Колесо даёт учение шраваков, среднее – учение Мадхьямаки, последнее – учение Читтаматры. Следовательно, среднее Колесо имеет окончательный смысл, а два других – условный.
|