Второй Собор
Спустя сто десять лет после нирваны Бхагавата бхикшу Вайшали совершали десять проступков ради накопления богатства. В тех краях жил один архат по имени Сарвакамин, который, испытав восемь освобождений (astau vimoksah), пребывал почти без желаний. Из города Дханика в Вайшали прибыл некий архат по имени Яшас в сопровождении пятисот последователей. Увидев, что монахи Вайшали скопили огромные богатства, он поинтересовался, каким способом это было сделано, и выяснил, что монахи совершили десять прегрешений. Архат пришел к Сарвакамину, поприветствовал его и спросил: – О благородный, правильно ли делать то, что называют «алала»? – А что это такое? – спросил тот. – Говорят, что совершив дурное дело, нужно воскликнуть «алала!» и считать, что раскаялся в совершённом. – Это неправильно, – ответил [Сарвакамин]. – Что это за проступок? – Это дурное деяние (duskritam). – Где это было объявлено? – В Шравасти. – Кому? – Шестерым. – Можно ли терпеть такое, если это совершают бхикшу из Вайшали? – Нельзя. – Что же делать? – Их следует изгнать! Так было принято решение изгнать вайшальских бхикшу, не гнушавшихся десятью прегрешениями. Затем благородный Сарвакамин сказал: «Поскольку бхикшу Вайшали следует изгнать, пойди и найди тех, кто на твоей стороне». Тогда архат Яшас, воспользовавшись своей магической силой (rddhi), отправился в Паталипутру и другие места. Сообщив архатам, что бхикшу из Вайшали совершают десять пpегрешений, он предупредил их: «Когда я ударю в гонг (gandi), вы должны явиться со всех сторон». Вернувшись в Вайшали, он закрыл двери храма и ударил в гонг. После этого там собрались все семьсот архатов-бхикшу, которых благородный Ананда сделал старейшинами, кроме одного. В Паталипутре один архат по имени Кубджита не услышал гонга, потому что пребывал в [дхьяне], называемой равновесием прекращения (nirodha-samapatti). Затем архат Яшас поприветствовал сангху и рассказал о десяти прегрешениях. Он спросил, правильно ли [выкрикивать] «алала», и получил ответ: «Неправильно». Он спросил, следует ли терпеть тех бхикшу, которые так поступают, и получил ответ: «Их нельзя терпеть». Когда он спросил, что же следует с ними сделать, то получил ответ: «Их следует изгнать». Так после опроса каждого бхикшу по отдельности и выявления всех десяти прегрешений мнение стало единодушным. В то время архат Кубджита закончил своё занятие дхьяной равновесия прекращения, и один дэва сказал ему: «Ты один из семисот старейшин, которые все собрались в Вайшали – кроме тебя». Благодаря своей сверхъестественной силе он прибыл к воротам Вайшали и постучал. «Кто там?» – спросил Яшас. И тогда он ответил:
Есть в Паталилутре бхикшу – Весьма учёные и верные Винае. Один из них прибыл и стоит у ворот. Зовут его усмирителем чувств.
Ему ответили: «Другие тоже усмиряют чувства; кто ты?» – «Я – Кубджита», – ответил тот. Услышав ответ, ему открыли ворота. Затем были исполнены ритуалы, открыты ворота; ударили в гонг и впустили вайшальских бхикшу. Десять прегрешений осудили, вайшальских бхикшу изгнали, а семьсот архатов выполнили благоприятную пошадху. Дэвы, выражая радость и хвалу, сказали: «Неправая сторона побеждена, правая – победила». Таким был второй собор, прошедший под покровительством Дхармараджи Ашоки.
|