Теоретическая часть. Сюда входят «Семь разделов Абхидхармы», сжатое изложение их смысла в Махавибхаше (Mahavibhasa), сжатое изложение смысла последнего в основной Абхидхармакоше
Сюда входят «Семь разделов Абхидхармы», сжатое изложение их смысла в Махавибхаше (Mahavibhasa), сжатое изложение смысла последнего в основной Абхидхармакоше (Abhidharma-kosa) и её самокомментарий. Кроме того, вайбхашики считают, что все «Семь разделов Абхидхармы» были написаны архатами, а именно:
Дхармаскандха (Dharmaskandha) – Шарипутрой, Праджняптишастра (Prajnaptisastra) – Маудгальяяной, Виджнянакая (Vijnanakaya) – Дэвашарманом, Джнянапрастхана (Jnanaprasthana) – Катьяянипутрой, Дхатукая (Dhatukaya) – Пурной, Пракаранапада (Prakaranapada) – Васумитрой, Сангитипарьяя (Samgitiparyaya) – Махакауштхилой.
Также они утверждают, что Махавибхаша была составлена совместно многими архатами и мирянами. Саутрантики же, напротив, считают, что все эти тексты были написаны учёными мирянами. Из «Семи разделов Абхидхармы» на тибетский язык была переведена только часть Праджпяпти, а именно: Локапраджняпти (Lokaprajnapti; Toh. 4086), а также, вероятно, Карана (Karana; Toh. 4987) и Кармапраджняпти (Karmaprajnapti; Toh. 4088). Махавибхаша – насчитывающая, как утверждают, сто тысяч шлок – на тибетский язык переведена не была. В основных строфах (karika) Абхидхармакоши (Toh. 4089) излагается система (siddhanta) кашмирских вайбхашиков; в её самокомментарии (bhasya, Toh. 4090) также широко излагается система саутрантиков. На тибетский язык были переведены: комментарий (Toh. 4091), написанный Санграхабхадрой Кашмирским, который был учителем учителя самого Васубандху; комментарий (Toh. 4095), написанный ачарьей Дигнагой; комментарий (Toh. 4092), который иногда называют вьякараной, написанный царевичем Яшомитрой; и комментарий (Toh. 4093) Пурнавардханы. Кроме того, система саутрантиков излагается во многих местах семи сочинений по логике [Дхармакирти], а также в сутре [Дигнаги].
2.1.3.2.1.2. Практическая часть47
Всё нижеперечисленное было переведено на тибетский язык: Винаявибханга (Vinayavibhanga; Toh. 4114), Шраманеракарика (sramanerakarika; Toh. 4126) и прочее, написанное ачарьей Винитадэвой; Пратимокшасутратика (Pratimoksasutratika; Toh. 4106) в пятидесяти разделах (bam ро)48 и т. д., [в том числе?] Бхикшупратимокшасутра (Bhiksupratimoksasutra), комментарий в восьми разделах, и Бхикшунипратимокшасутра (Bhiksunipratimoksasutra), комментарий в двух разделах, в общей сложности десять разделов, автор которых – ачарья Гэлэг Шенен (dGe legs bshes gnyen); основная Винаясутра (Vinayasutra; Toh. 4117), излагающая семнадцать пада (pada), в совокупности с двумя вибхангами [т. е. bhiksu-vibhanga и bhiksuni-vibbanga ] в девяти разделах, Экоттаракармашатака (Ekottarakarmasataka; Toh. 4118) в двенадцати разделах49 и Винаясутравритти-свавьякхьяна (Vinayasutravrtti-svavyakhyana; Toh. 4119) ачарьи Гунапрабхи; Винаясутратика (Vinayasutratika; Toh. 4120) Дхармамитры в семидесяти разделах; Виная-пушпамала-нама (Vinaya-puspamala-nama; Toh. 4123, другое название Vinayakarika), излагающая только две вибханги (см. выше), архата Вишакхадэвы, в шести разделах; Шраманеракарика (Sramanerakarika; Toh. 4124) в трёхстах строфах (карика) и её самокомментарий, Вритти Прабхавати (Vrtti Prabhavati; Toh. 4125), автор которых – ачарья Шакьяпрабха. В целом, отличить буддийское учение от небуддийского можно по тому, признаёт ли оно четыре печати, определяющие Проповедь (bkar btags kyi phyag rgya bzhi). Считается, что из восемнадцати школ шраваков не обладают буддийским воззрением Махасаммата (или Санматия), Ватсипутрия, Уттария, Дхармагуптика и Бхадраяния, поскольку являются приверженцами невыразимой словами пудгала-атмы <gang zag gi bdag>; тем не менее, их считают буддистами, поскольку они признают Прибежище, нравственность и т. д. Четыре печати, определяющие проповедь, таковы:
Остальные школы принадлежат или к вайбхашикам, или к саутрантикам. Кроме того, все эти восемнадцать школ утверждают, что Махаяна не является Проповедью [Будды]. Некоторые считают ачарью Гунапрабху учеником ачарьи Упагупты, а другие – учеником ачарьи Чандрамани. Однако согласно нашей школе, он один из четырёх учеников Васубандху, которые были более сведущи, чем их учитель. Так, Стхирамати был более сведущ в Абхидхарме, Дигнага в логике, ачарья Вимуктасена в текстах Праджняпарамиты, а Гунапрабха – в Винае. Гунапрабха родился Матхуре, в брахманской семье. Он знал наизусть учение восемнадцати школ Ста Тысяч [т. е. безмерное учение Будды].
|