Глава семейства
Глава семейства – Бхагават Шакьямуни. Хозяин семейства – Манджушри. Что касается цикла тантр главы семейства, то когда Бхагават в своей чистой обители (suddhavasa) сидел на львином троне, образованном бодхисаттвами десятой степени, которые преобразились в львов, он без просьбы со стороны своего окружения объяснил ритуал ста слогов Татхагаты (tathagata-sataksara-vidhi), а также приносимую ими пользу. Далее он произнёс Трисамаявьюхараджа-нама-тантру (Trisamayavyuharaja-nama-tantra; Toh. 502), в которой показал садхану, делающую Шакьямуни главой мандалы (mandala-nayaka), а также способ создания икон и статуй, способ создания мандалы из цветных порошков (rajomandala) и т. д. Некоторые утверждают, что это не Крия, а Чарья-тантра, поскольку в ней имеется объяснение «саморождения» (bdag bskyed). Это утверждение необоснованно. Их довод неубедителен, поскольку ачарья Абхаякара, Атиша и другие относили её к Крия-тантре. Когда Бхагават остановился в городе Вайшали в каменном доме (kutagara; khang pa brtsegs pa), то предвидя, что через три месяца уйдёт в нирвану, он сказал Маудгальяяне: «Собери всех бхикшу мира Сахасрачудика (локадхату)!» Тогда Маудгальяяна поднялся на вершину горы Сумеру и воззвал: «Все, кто является учениками Татхагаты…» – и все сорок тысяч архатов и все бхикшу мира Сахасрачудика <stong spyi phud kyi 'jig rten gyi khams> собрались вместе. Затем Арья Шарипутра созвал всех бхикшу мира Трисахасрамaxacaxacpa <stong gsum gyi stong chen po'i jig rten gyi khams>. После того Майтрея созвал всех бодхисаттв миров в десяти направлениях – начиная с тех, кто укрепился в вере (adhimukticarya), и заканчивая теми, кто пребывает в своей последней жизни (carama-bhavika). Тогда Бхагават произнес Анантамукхасадхака-нама-дхарани (Anantamukhasadhaka-nama-dharani; Toh. 525) вместе с объяснением её пользы. В комментарии (Toh. 2695-2696)62 сказано, что это произведение учит двум мандалам, в которых Шакьямуни занимает место главы мандалы. В стране Магадха, в городе Вимала один брахман по имени Вималапрабха пригласил Будду и его учеников на дневную трапезy. Близ его сада для увеселений стояла старая ступа, принявшая вид груды мусора, однако из неё исходил свет и раздавались стихи. Бхагават поклонился ей и, проливая слезы, обошёл вокруг. Koгда его свита спросила его о причине (hetu) и условии (pratyaya) [этого явления], Бхагават ответил: «Это происходит благодаря силе дхарани, заключённой в ступе, – Сарвататхагатадхиштханахридаягухьядхатукаранданамадхарани-махаянасутре» (Sarvatathagatadhisthana-hrdayaguhyadhatukarandanamadharani-mahayanasutra; Toh. 507), а затем объяснил её ритуал, а также пользу. Сейчас в Тибете нет полного текста Бодхимандалакшаланкары (Bodhimandalaksalamkara; Toh. 508). Когда прежние пандиты «пригласили» её, они утверждали, что есть три вида мощей (дхату) для помещения в ступу63: останки дхармакаи Татхагаты, его телесные останки (murtija)64 и останки его одеяния. Они говорили, что останки его дхармакаи – это дхарани; его телесные останки заключают в себе его телесную сущность, даже если они не больше горчичного семени; а останки его одеяния – это иконы (bimba или pratibimba); и здесь они перечислены в порядке от высшего к низшему65. Однажды, когда Бхагават был в городе Капила, там жил некий брахман по имени Капилачандра, который не верил в Учение. Один уважаемый брахман получил в сновидении предсказание, что брахман Капилачандра через несколько дней умрёт. Извещённый об этом (предсказании), испуганный брахман спросил о нём Бхагавата. Бхагават изрек: «Ты умрёшь через семь дней и переродишься в аду Авичи. Потом будешь перерождаться поочерёдно в каждом из шестнадцати великих адов, а потом родишься собакой, свиньёй и так далее». Брахман попросил у Бхагавата защиты, и тогда Бхагават сказал: «Есть в городе Капила на перекрёстке дорог старая ступа. Отстрой её и помести внутрь вот эту Рашмивималавишуддхапрабха-дхарани (Rasmivimalavisuddhaprabha-dharani; Toh. 510), и тем самым жизнь твоя продлится, ты будешь жить долго, а когда умрёшь, переродишься в стране Будды Акшобхьи». Потом по просьбе бодхисаттвы Сарваниваранавишкамбхина он объяснил ритуал этой дхарани, а также его пользу, и сам Сарваниваранавишкамбхин тоже объяснил его. Затем по просьбе Ваджрапани Бхагават объяснил пять составных частей ритуала подношения, который следует исполнять. Что касается сутры о пратитья-самутпаде, то однажды, когда на Небесах тридцати трёх богов (trayastrimsat) Бхагават восседал на каменной плите, называемой Подобная Армониге, Арья-Авалокитешвара попросил его: «Прошу объяснить ритуал, приносящий благо тем богам, которые стремятся снискать заслуги путём возведения ступ». Поэтому Бхагават произнес Пратитьясамутпада-хридая-дхарани (Pratityasamutpada-hrdaya-dharani; Toh. 519) и объяснил пользу ритуала помещения её в ступы. Почему же указанные выше четыре дхарани включены в тантры семейства Татхагаты? Потому что они объясняют ритуалы помещения в ступы дхарани, ритуалы возведения ступ и тому подобное; а также потому, что все эти ступы являются ступами Татхагаты. Некоторые заявляют, что два следующих произведения принадлежат к категории сутры, поскольку они указаны как сутры в старых каталогах:
Другие заявляют, что они относятся к категории Мантры, поскольку ачарья Шантаракшита составил [основанный на них] ритуал (Toh. 3133, автор не указан). Он написал его в соответствии с последовательностью ритуалов Крия-Чарьи, поскольку имеется предварительное условие соблюдения пошадхи (gso sbyong) и т. д. Кроме того, они утверждают, что эти (два произведения) принадлежат к семейству Татхагата. Наша школа помещает их в категорию Мантры. В Сарвадхарани-мандала-видхи (Sarvadharani-mandala-vidhi; Toh. 3136, автор Ратнакирти), называемой «Яркие лучи солнца», они тоже отнесены к категории Мантры. Однако неясно, к какому семейству они принадлежат. Некоторые говорят, что Свалпакшара-праджняпарамита-сутра (Svalpaksara-prajnaparamita-sutra; Toh. 530 = Toh. 22) относится к категории Мантры, поскольку в ней имеется мантра «Муни-Муни». Этот довод кажется убедительным. К тому же, некоторые утверждают, что к категории мантры принадлежит Праджняпарамита-хридая (Prajnaparamita-hrdaya; Toh. 531 = Toh. 21). Однако все следующие сочинения не являются подлинными: комментарий, приписываемый Арье Нагарджуне (Toh. 2641), в котором Джина Шакьямуни становится главой мандалы; комментарий, приписываемый Дарикапе (Toh. 2641), в котором Великая Мать окружена в мандале Буддами десяти направлений; комментарий, приписываемый Падмасамбхаве, а именно тот, в котором он объясняет точно так же, и комментарий с посвящением (abhiseka) восьми абхисамай <mngon rtogs>. Дуддог чед цул (bDud bzlog byed tshul), Одсалма ('od gsal ma) и Лэнгжима (Gleng gzhi ma) тоже являются подделками. Некоторые говорят, что Сурупа-нама-дхарани (Surupa-nama-dharani; Toh. 540) принадлежит к тантрам семейства Татхагата, поскольку это дхарани прекрасного тела Татхагаты; но так как перевод составлен только из выдержек, трудно определить, куда её отнести. Некоторые заявляют, что Суварна-прабхаса-сутра принадлежит к категории Мантры и к тантрам семейства Татхагата. Другие говорят, что она относится к категории сутры. Согласно нашей школе, ее следует отнести к категории Мантры [т. е. литературы Тантры], что и делают многие индийские пандиты. В связи с этой сутрой нужно упомянуть три произведения: Суварнапрабхасоттамавиджаясутру (Suvarnaprabhasottamavijayasutra; Toh. 555, санскритское название не дано – очевидно, перевод с китайского) в тридцати одной главе; Суварнапрабхасоттамасутрендрараджа (Suvarnaprabhasottamasutrendraraja; Toh. 556) в двадцати девяти главах; Суварнапрабхасоттамасутрендрараджа (Suvarnaprabhasottamasutrendraraja) в двадцати двух главах. Все три произведения имеют одни и те же вступительные главы. Глава «Дэви Пратибханавати (sPobs pa can)» первого кажется идентичной главе о Сарасвати двух остальных. В этих главах (VII в издании Нобеля)66 излагается садхана Сарасвати, а также ритуал расширения различающей мудрости и пробуждённости (prajnabuddhivardhana). В главах о четырёх махараджах, охранителях сторон света, излагается садхана Вайшраваны, Чинтамани-дхарани (Cintamani-dharani) и ритуалы обретения сиддхи с опорой на изображения. Как в главе о Шримахадэви (Srimahadevi; Nobel, VIII), так и и главе «Получение богатства от Шримахадэви» (в других вариантах) речь идёт о садхане этой богини, а также о методе обретения богатства благодаря ей. Главы о великом предводителе якшей Санджняе (Samjnaya; Nobel, XI) содержат его садхану и ритуалы достижения сиддхи с опорой на изображения. Между всеми этими (главами) трёх (вариантов) не обнаруживается никакой разницы.
|