Комментарии к Последнему Колесу Учения
Что касается основных комментариев к Последней Проповеди, то существует три категории трактатов: те, что объясняют, главным образом, теорию; те, что объясняют, главным образом, практику; и те, что объясняют теорию и практику в равной мере. Из этого ряда выделяются известные двадцать трактатов учения (chos sde nyi shu) Майтреи и связанные с ними комментарии. Майтреянатха написал две аланкары, а именно: Сутраланкару (Sutralamkara; Toh. 4020) и Абхисамаяланкару (Abhisamayalamkara; Toh. 3786); две вибханги, а именно: Мадхьянтавибхангу (Madhyantavibhanga; Toh. 4021) и Дхармадхарматавибхангу (Dharmadharmatavibhanga; Toh. 4022); а также Уттаратантру (Uttaratantra; Toh. 4024); они составляют «пять учений Майтреи». Арьясанга написал Бхуми-васту (Bhumi-vastu; Toh. 4035-4037), Вастусанграхани (Vastusamgrahani; Toh. 4022), Парьясанграхани (Paryasamgrahani; Toh. 4041), Виваранасанграхани (Vivaranasamgrahani; Toh. 4042) и Винишчаясанграхани (Viniscayasamgrahani; Toh. 4038) – они составляют «пять разделов бхуми» (sa sde lnga), а в общей сложности 126 разделов. Бхуми-васту (sa'i dngos gzhi) включает в себя Бахубхумику (sa mang pos; Toh. 4035, в каталог Toh. вошла как Йогачара-бхуми), Шравакабхуми (Sravakabhumi; Toh. 4036) и Бодхисаттвабхуми (Bodhisattvabhumi; Toh. 4037) в последовательности уровней [всего семнадцать бхуми]. Он также написал два собрания: собрание, общее для всех колесниц, Абхидхармасамуччаю (Abhidharmasamuccaya; Toh. 4049) и собрание, принадлежащее только Махаяне, Махаянасамграха (Mahayanasamgraha; Toh. 4048). Ачарья Васубандху написал три комментария (соответственно Toh. 4026, 4027 и 4028) к Сутраланкаре и Мадхьянтавибханге; Вьякхьяюкти (Vyakhyayukti; Toh. 4061), Кармасиддхипракарану (Karmasiddhiprakarana; Toh. 4059), Паньчаскандхапракарану (Pancaskandhaprakarana; Toh. 4059), Вимшатику (Vimsatika; Toh. 4056) и Тримшику (Trimsika; Toh. 4055) – они составляют «восемь разделов пракараны». Некоторые (учёные) не включают сюда его комментарий к Дхармадхарматавибханге, а вместо него включают комментарий к Пратитьясамутпада-сутре (Pratityasamutpada sutra; Toh. 3995). Наша школа не ограничивается только восемью разделами, поскольку есть и другие сочинения Васубандху [которые могут быть сюда включены], такие как комментарий к Пратитьясамутпада-сутре (Toh. 3995), комментарий к Шалистамбака-сутре (Salistambaka-sutra; Toh. 3986)54, комментарий (Toh. 3993) к Дашабхумике Сутр, комментарий Махаянасамграха (Toh. 4050), три комментария Анусмрити (Anusmrti; Toh. 3981, 3982, 3983)55. Мы заявляем, что комментарий (Toh. 3808) к трём Праджняпарамита-сутрам, известный как Нодджом (gNod 'joms), принадлежит Дамштрасене, а комментарий к Нитри (Nyi khri)56 на тибетском языке принадлежит Трисонг Дэцену. Поэтому ни один из них не написан Васубандхой. Из этих [двадцати текстов] две вибханги и Сутраланкара из «пяти учений Майтреи» служат примерами комментариев к третьей и последней Проповеди; они отражают воззрение школы Читтаматра. В Сутраланкаре теория и практика излагаются в равной мере; в двух вибхангах излагается, главным образом, теория. Относительно них разногласий нет. Согласно старым [тибетским] учёным, Уттаратантра – комментарий к Средней Проповеди и отражает воззрение Сватантрики. Однако школа Джонанг утверждает, что это комментарий к Последней Проповеди, и излагает собственную точку зрения; Лама-дже считает, что это комментарий к Последней Проповеди, который отражает воззрение Читтаматры. Будон Ринпоче полагает, что это комментарий к Последней Проповеди, выражающий взгляды или Мадхьямаки, или Читтаматры. В нашей школе Дже Ринпоче (т. е. Цонкапа) утверждает, что это сутра, согласующаяся с категорией Средней Проповеди и излагающая, главным образом, Татхагата-гарбха-сутру (Tathagata-garbha-sutra; Toh. 258), Дхаранисвара-раджа-париприччху (Dharanisvara-raja-pariprccha) [другое название Татхагата-махакаруна-нирдеша-сутра (Tathagata-mahakaruna-nirdesa-sutra; Toh. 147)], Джняналокаланкара-сутру (Jnana-lokalamkara-sutra; Toh. 100), Арья-ангулималия-сутру (Arya-angulimaliya-sutra; Toh. 213), Шрималадэви-синханада-сутpy (Srimaladevi-simhanada-sutra; Toh. 92) и т. д. Цонкапа утверждает, что её содержание, как и содержание комментария (Toh. 4025) Арьясанги, – вопреки мнению, высказанному в системе Джонанг, – составляет прасангика. Что касается Абхисамаяланкары, то в Индии ачарьи Васубандху, Дигнага, Шантипа и т. д. толковали её как <воззрение> Читтаматры. Арья Вимуктасена, Бхаданта Вимуктасена, Харибхадра, Буддаджнянапада, Абхая и т. д. толковали ее как Сватантрику, а Атиша – как Прасангику. Все ранние и большинство позднейших великих тибетских переводчиков заявляли, что она является комментарием к Средней Проповеди, записанным с точки зрения Сватантрики. Однако школа Джонанг утверждает, что она является комментарием к Последней Проповеди и излагает великую Мадхьямаку, и тем самым ставит под сомнение комментарии Арья Хари [бхадры] к Праджняпарамите. Лама-дже утверждает, что она учит Читтаматре. Наша школа – с позиции Цонкапы – считает, что Абхисамаяланкара – это Сватантрика, но в своём конечном смысле (dgongs mthar thug) – Прасангика; что она, главным образом, освещает и воззрение, и созерцание (bhavana, <sgom ра>), являясь комментарием к Последней Проповеди. Те места [двадцати текстов], которые излагают воззрение «пяти разделов бхуми», представляют собой комментарий к Последней Проповеди. Глава о таттве <de kho na nyid> из Бодхисаттвабхуми излагает теорию, а остальные главы – практику. Все – за исключением одной – главы, в которых излагается практика, представляют собой комментарий к общему содержанию раздела сутр Махаяны. Два собрания (т. е. Абхидхармасамуччая и Махаянасамграха Арьясанги) являются комментариями к Последней Проповеди. Эти трактаты, которые учат преимущественно теории, выражают воззрение Читтаматры. «Восемь разделов пракараны» (Васубандху) – это комментарии к Последней Проповеди и учат Читтаматре. Аштасахасрика-пиндартха Дигнаги (иначе Праджняпарамитасамграхакарика (Toh. 3809)) и комментарий Данштрасены, называемьй Нодджом (Toh. 3808), о трёх сутрах Праджняпарамиты учат Мадхьямаке, приводя выдержки из Праджняпарамита-сутры; тем не менее, их цель – объяснить эти тексты с точки зрения Читтаматры.
|