Метод запуска Колеса учения Парамитаяны
После того, как Бхагават проявил метод [достижения] состояния Явленного Совершенного Будды у дерева Бодхи, он не запускал Колесо Учения в течение семи раз по семь дней. Затем из Раджагрихи в Магадхе, что в срединной стране (Madhyadesa), он, переправившись через Ганг, отправился к северу от Варанаси в Олений Заповедник Ришипатана (rsipatana). Почему это место называется Ришипатана? Прежде, когда пришло время явиться в мир Будде Кашьяпе, на этом холме жили пятьсот пратьекабудд. От богов им пришла весть, что должен явиться Будда. Своей магической силой они вознеслись на небо и погрузились в равновесие в элементе огонь (tejo-dhatu). Пламя, вырвавшееся из их тел, спалило их материальные тела, и пепел упал на землю. Было сказано: «риши упали», и по этой причине то место называют Ришипатана («Падение риши»). Но почему его называют Оленьим заповедником (Mrgadava)? Некогда Брахмадатта, царь Варанаси, издал указ, запрещающий убивать оленей, живущих на этом холме. И потому, под защитой этого указа, здесь собралось множество оленей из других мест. Отсюда и появилось название «Олений заповедник». В этом месте жили пять великих странников (parivrajaka), известных как «счастливая пятёрка» (pancaka-bhadravargiya): аюшмат (ausmat) Аджнятакаундинья (Ajnatakaundinya), аюшмат Ашваджит (Asvajit), Вашпа (Vaspa), Маханама (Mahanama) и Бхадрика (Bhadrika). Издалека увидев приближение Бхагавата, они приняли такое решение (kriyabandham akarsuh): «Так как аюшмат Гаутама приходит сюда после того, как бросил свою медитацию, распустился и чревоугодничает, мы не должны ни говорить с ним, ни проявлять к нему дружелюбие, ни даже встречать его. Если он сядет на это лишнее сиденье, пусть садится [т. е. не станем обращать на него никакого внимания]». И они расстелили лишнее сиденье. Когда же Бхагават прибыл, они не могли вынести его сияния (tejas) и все склонились перед ним. Одни мыли ему ноги, другие устраивали сиденье, и все наперебой говорили: «Аюшмат Гаутама, благополучно ли прибыли? Добро пожаловать!» Тогда Бхагават сел на приготовленное сиденье. Когда «счастливая пятёрка» увидела, что лицо Бхагавата светлее, чем прежде, они сказали: «Аюшмат Гаутама! Твои чувства так ясны, твой вид так чист28; не постиг ли ты чего-нибудь особенного, изучая Божественное Знание?» Бхагават ответил: «О сыновья (буддийского) рода (kulaputra)! Не называйте Татхагату аюшматом (долгожителем), потому что это причинит вам длительное страдание. Я – Татхагата, Явленный Совершенный Будда (abhisambuddha). Я в совершенстве постиг саморожденное знание (aupapaduka-jnana). Я всеведущ, независим от других наставников (acarya)». Едва он произнёс эти слова, как волосы и бороды у «счастливой пятёрки» выпали, их тела облачились в три монашеских оранжевых одеяния (trikasaya-civara), а в руках оказались чаши для подаяний (patra). Казалось, будто они были монахами уже сто лет (varsasatopasampanna) и семь дней подряд чисто выбривали головы и лица.
|