Вхождение в мандалу
Во время вхождения необходимо принять обязательства (samaya) и обеты (samvara). В этом отношении следует принять обеты пяти семейств. Что касается необычных (asadharana) обетов Мантры, следует заново принять те, что ещё не были приняты, и восстановить нарушенные. Касательно посвящений ваджрачарьи и ниже: необходимо, по меньшей мере, принять обеты пяти семейств, трижды произнеся каждый из них. В противном случае, если выполнять визуализацию (abhisamaya <mngon rtogs) или принимать обеты пяти семейств, повторяя их трижды, лишь на стадии позволения (anujna), то обеты не будут ни приняты заново, ни восстановлены. Хотя выполнение этого ритуала представляет собой большое требование, сначала следует утвердиться [в этих обетах], потому что полученная польза велика и будет ещё более выдающейся. Что касается времени принимать обеты, то «Великие Колесницы» (которые основали путь) высказывали три разных положения: 1. это делается во время подготовки ученика и ни в какое иное время; 2. это делается во время вхождения в мандалу и ни в какое иное время; 3. это делается и тогда, и тогда. Независимо от того, какому из способов следует человек, но если он удовлетворяет другим требованиям, то обет будет рождён; а поскольку в этом отношении между этими способами нет разницы, то не будет неверным следовать любому из них. Кроме того, до того как привести [учеников] к принятию обетов на стадиях посвящения или личного вхождения [ваджрачарьи в мандалу], ваджрачарья должен, по меньшей мере, с помощью наставлений укрепить их в самых простых и начальных представлениях относительно того, что нужно принимать, а что отвергать [т. е. в разграничении хорошего и плохого], по причине чего они пожелают принять [обеты] и примут [их] с горячим стремлением [их] хранить. Тогда как если [учеников] просто усадить рядами для принятия посвящения, [им] будет трудно осуществить посвящение. Далее: согласно Арьясанге и другим авторитетам, если на стадии приведения [учеников] к принятию обетов ученики повторяют обет бодхичитты вместе с учителем (acarya) или перед ним, то обет «не рождается» в их потоке сознания, а потому они должны повторять его вслед за учителем240. Кроме того, во время личного вхождения [ваджрачарьи в мандалу] безусловно необходимо, чтобы [ученики] были уверены, что главное божество мандалы и гуру неотделимы друг от друга; повторяя за гуру слова принятия прибежища, они должны хранить такую уверенность. [Ваджрачарья] должен хранить всё это в памяти как самое важное, поскольку это основа и корень пути мантры. Таким образом, для рождения обета Мантры обязательно требуется опора на посвящение – но не требуется опоры на полноту посвящения. Например, для рождения обета бхикшу обязательна опора на джняпти-чатурха-карму (jnapti-caturha-karma; три возможности, за которыми следует одно решение); но тот, кто выполнил главные составляющие этого ритуала и [этого обета бхикшу], рождается, когда выполняет две трети предполагаемых возможностей.
|