Число разновидностей
Хотя в других школах есть много несовпадений, но если принимают посвящение сосуда согласно школе Гухьясамаджи, то оно бывает одиннадцати разновидностей, а если прибавить высшие посвящения, то всего получится четырнадцать. В их объяснительной тантре Ваджрамала (Vajramala; Toh. 445) говорится: «Каждое посвящение принадлежит к одной ступени (бхуми)». Это согласуется с утверждением, что существует четырнадцать ступеней241. Среди посвящений сосуда есть обычные (sadharana) посвящения новичка (vajrasisya-abhiseka), и особые (asadharana) посвящения ваджрачарьи (vajracarya-abhiseka). Кроме того, они подразделяются на пять категорий242:
Все эти посвящения иначе называют «посвящение ведения» (vidyaseka). Это выражение используется потому, что держат сосуд и даруют посвящение Лочана и другие видьи, а также потому, что это посвящение закладывает способность зарождать «знание-ведение» (vidya-jnana) как противоядие от неведения (avidya)243. Как указывает Абхаякара, первое посвящение – это «посвящение цветочной гирлянды»; и несмотря на то, что оно не входит в одиннадцать посвящений сосуда, его непременно следует выполнять. Это требуется вот почему: гуру заставляет ученика понять, что принимая как опору направление того божества, на которое падает [брошенный цветок], он достигнет Полного Просветления в семействе Татхагаты. Так он показывает метод закладывания способности к такому [достижению]. Благодаря посвящению воды, выполняя созерцание на опирающемся на него пути, ученик получает возможность смыть загрязнения, которые препятствуют достижению Полного Просветления в этом семействе [т. е. в том, которое указано брошенным цветком]. Благодаря посвящению короны, выполняя соответствующее созерцание, ученик закладывает на время достижения состояния Будды в этом семействе способность незримой ушниши (usnisa-siraskata), одного из тридцати двух признаков (laksana), и способность выполнять любые действия хозяина этого семейства. Благодаря посвящению ваджры, ученик имеет способность обрести нерассудочную мудрость (nirvikalpa-jnana) ума <thugs> Будды этого семейства. Благодаря посвящению колокольчика, ученик имеет способность обрести речь, которой в состоянии Будды этого семейства осуществляется проповедь Дхармы посредством восьмидесяти четырёх тысяч врат Дхармы. Благодаря посвящению имени, обретают способность имени, указанного путём предсказания: «Став Буддой этого семейства, ты будешь Татхагатой с таким-то именем». Эти [пять посвящений] находятся в ведении различных семейств. Затем, посредством посвящения ваджрачарьи (vajracarya-abhiseka), можно достичь [уровня] Ваджрадхары – нераздельности ваджр Тела, Речи и Ума; в целом – обрести способность не отходить от несравненного просветления, а в частности – способность, благодаря этому пути, не отходить от достижения Полного просветления. Кроме того, его можно уподобить методу посвящения Дхармараджи Трёх Миров (traidhatuka-dharmaraja), которое Будды даруют бодхисаттвам, вступившим на десятую ступень; а потому это помазание на царство Дхармараджи Трёх Миров244. Таким образом, ученик наделяется посвящением, дарующим особую способность выполнять все действия ваджрачарьи: например, учить Тантрам других и давать посвящения245.
|