Студопедия — Теория рационального выбора. Несмотря на оказанное теорией рационального выбора влияние на развитие тео­рии обмена, она находилась в стороне от доминирующего направления социоло­гической
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория рационального выбора. Несмотря на оказанное теорией рационального выбора влияние на развитие тео­рии обмена, она находилась в стороне от доминирующего направления социоло­гической






Несмотря на оказанное теорией рационального выбора влияние на развитие тео­рии обмена, она находилась в стороне от доминирующего направления социоло­гической теории (Hechter & Kanazawa, 1997). Во многом благодаря усилиям од­ного человека, Джеймса С. Коулмена, эта теория стала одной из «злободневных» в современной социологии (Chriss, 1995; Tilly, 1997). Во-первых, Коулмен основал в 1989 г. журнал «Рациональность и общество», преследующий цель распростране­ния теории рационального выбора. Во-вторых, Коулмен (Coleman, 1990) опублико­вал чрезвычайно влиятельную книгу «Основания социальной теории». Наконец, в 1992 г. он стал президентом Американской социологической ассоциации. Вос­пользовавшись случаем для продвижения теории рационального выбора, он вы­ступил на собрании ассоциации с обращением «Рациональное переустройство об­щества» (Coleman, 1993b).

Поскольку основные принципы теории рационального выбора уже были на­мечены, следует начать со вступительных замечаний Коулмена (Coleman, 1989) к первому номеру «Рациональности и общества». Журнал задумывался как меж­дисциплинарный, поскольку данная теория (или, как говорил сам Коулмен, «па­радигма рационального действия» [1989, р. 5]) единственная, обладающая воз­можностью интегрировать различные парадигмы. Коулмен утверждает, что такой подход разработан на основе методологического индивидуализма, и применяет теорию рационального выбора в качестве микроуровневого основания, привле­каемого для объяснения явлений макроуровня. Интересно, что Коулмен не счи­тает «конгениальными»:

работу, которая методологически холистична, затрагивает лишь поверхность системы и не обращается к исследованию действующих субъектов, чьи действия порождают саму эту систему... понимание действия как исключительно экспрессивного, иррацио­нального, а также представление о действии как полностью определяемом внешними силами без опосредования интенции или цели. Наш подход не предусматривает эмпи­рические исследования, охотно проводимые в социальной науке, когда индивидуаль­ное поведение «объясняется» определенными факторами или детерминантами без уче­та какой-либо модели действия (Coleman, 1989, р. 6)

Таким образом, журнал «Рациональность и общество» закрыт для многих со­циологических исследований. Вместе с тем в зоне интересов издания остаются


[347]

макроуровневые подходы и их взаимосвязь с рациональным действием. Кроме подобных академических соображений, Коулмен настаивает на том, чтобы иссле­дования, следующие концепции рационального выбора, были практическим об­разом связаны с нашим меняющимся миром. Например, Хекаторн и Броудхед (Heckathorn & Brqadhead, 1996), опираясь на теорию рационального выбора, ис­следовали вопросы социальной политики, касающейся профилактики СПИДа.

«Основания социальной теории»

Коулмен утверждает, что социология должна рассматривать социальные системы, однако такие макроявления следует объяснять внутренними факторами, прежде всего, обращаясь к рассмотрению индивидов. Он выделяет исследования этого уровня по нескольким причинам, в частности, потому что данные обычно собира­ются на индивидуальном уровне, а затем группируются или компонуются, обра­зуя системный уровень. Приверженность Коулмена изучать уровень индивида объясняется еще и убеждением, что на этом уровне реализуются «интервенции», нацеленные на осуществление социальных изменений. Как мы увидим дальше, центральное место во взглядах Коулмена занимает идея о том, что социальная теория не является просто академической деятельностью — она должна с помо­щью таких «вмешательств» воздействовать на социальный мир.

Признавая свой интерес к индивидуальному, Коулмен соглашается, что он методологический индивидуалист, хотя и рассматривает свой подход в качестве «особого варианта» данной позиции. Его взгляд специфичен в том смысле, что исследователь воспринял идею эмерджентности. Кроме того, фокусируясь на внутренних для системы факторах, он не расценивает их обязательно как инди­видуальные действия или ориентации. Следовательно, предметом анализа могут быть не только такие микроуровневые явления, как индивиды.

Приверженность Коулмена концепции рационального выбора отражается в его главной идее о том, что «люди стремятся к достижению своей цели, причем цель (апоэтому и действия) формируется ценностями или предпочтениями» (Coleman, 1990, р. 13). Но одновременно Коулмен (Coleman, 1990, р. 14) уточняет, что в тео­ретическом плане ему требуется концептуально более определенное представление о рационально действующем субъекте, которое можно реально заимствовать из по­литэкономии. Согласно этой концепции, акторы выбирают те действия, что способ­ствуют извлечению максимальной пользы, удовлетворяют потребности и желания

Ключевые понятия в теории Коулмена — акторы и ресурсы. Ресурсы — это то, что контролируется действующими субъектами и в чем те так или иначе заинте­ресованы. Учитывая два этих элемента, Коулмен описывает, как их взаимодей­ствие выводится на системный уровень:

Минимальная основа социальной системы действий — два актора, каждый из которых контролирует ресурсы, в которых заинтересован другой. Именно заинтересованность в ресурсах, контролируемых другим, заставляет субъектов быть целеустремленными и участвовать в действиях, включающих обе стороны в... систему действий.... Именно эта структура, наряду с целеустремленностью акторов, стремящихся по максимуму реали­зовать свои интересы, обусловливает взаимозависимость их действий, придавая им системный характер (Coleman, 1990, р. 29)


[348]

Исходя из теории рационального выбора, Коулмен далек от мысли, что данный подход даст ответы на все возникающие вопросы. Однако он убежден в ее способ­ности развиваться в этом направлении, так как утверждает, что «успех основан­ной на рациональности социальной теории заключается в последовательном со­кращении той сферы социальной деятельности, которая не поддается объяснению этой теорией» (Coleman, 1990, р. 18).

Коулмен признает, что в реальном мире люди не всегда ведут себя рациональ­но, но считает, что это не имеет для его теории большого значения: «Я думаю, что выдвинутые теоретические предположения останутся по сути своей такими же, вне независимости оттого, действуют ли субъекты, четко придерживаясь принципа рациональности, как это обычно наблюдается» (Coleman, 1990, р. 506; Inbar, 1996),

Сосредоточенность Коулмена на рациональном действии индивида подска­зывает, что его подход предусматривает сцепление микро- и макроявлений или объяснение того, как комбинация индивидуальных действий сказывается на по­ведении системы. Придавая этому вопросу наибольшее значение, Коулмен инте­ресуется переходом от макро- к микроуровню или тем, каким образом система ограничивает установки действующих субъектов. Наконец, он сосредоточивает­ся на отношениях внутри микроуровня — воздействии индивидуальных действий на другие индивидуальные действия.

Но все-таки подходу Коулмена не удается избежать нескольких недостатков, три из которых — основные. Во-первых, он уделяет преобладающее внимание во­просу о переходе от микро- к макроуровню, не концентрируясь на рассмотрении отношений иного плана. Во-вторых, он пренебрегает отношениями внутри мак­роуровня. Наконец, он устанавливает причинные связи сугубо однонаправленно; иначе говоря, не учитывает диалектических отношений, связывающих микро- и макроявления.

На основе теории рационального выбора Коулмен объясняет ряд макроуровне-вых явлений. Главное его требование заключается в том, что теоретикам следует придерживаться постоянной концепции действующих субъектов и на основе данной микроконстанты определять-различные образы явлений макроуровня. Таким образом, различия последних можно объяснить разными структурами отношений, установленных на макроуровне, а вовсе не отклонениями на мик­роуровне.

Ключевым этапом в переходе от микро- к макроуровню становится предо­ставление власти и прав, которыми обладает один субъект, другому. Это дей­ствие ведет к подчинению одного актора другому. Оно порождает и фундамен­тальный макрофеномен — действующую единицу, состоящую из двух людей, а не два независимых друг от друга актора. Возникающая в результате структу­ра действует независимо от субъектов. Вместо того чтобы добиться максималь­ной выгоды для себя, действующий субъект — в таком случае — стремится реа­лизовать интересы другого актора или независимой коллективной единицы. Это не просто другая социальная реальность, она «имеет специфические недостатки и порождает специфические проблемы» (Coleman, 1990, р. 145). Поскольку Ко­улмен придерживается рамок прикладного подхода, он сосредоточивается на оп­ределении и решении этих проблем.


[349]







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия