Конспект учебного материала
1.Социология как наука: предмет, объект и методы. Термин социология происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается: наука об обществе. Однако, современные учёные трактуют понятие социология более подробно. Социология – это наука о особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека. Общество – основной объект социологического исследования. Однако, общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект, или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [1, с. 74]. Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии, что является определяющей стороной: человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи исследуют структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [1, с. 75]. Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжат конкретизироваться в настоящее время. О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [1, с. 76].
Таблица. Суждения социологов о предмете социологии *
*Таблица составлена на основе источника [1, с. 76 – 77] и материалов Интернета.
Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда, при определении предмета социологии исследователи стремятся скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35]. Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов, на основе определения их сходства и различия, используется метод типологизациии. Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях. В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать: структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям. Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем. Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений. Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях. Позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы. Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37]. В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода: 1. опрос (анкетирование и интервьюирование); 2. анализ документов (качественный и количественный (контент- анализ)); 3. наблюдение (невключённое и включённое); 4. эксперимент (контролируемый, неконтролируемый). Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии. Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [3, с. 191 – 192]. Вышеперечисленные методы представлены в таблице:
С точки зрения изучающего социологию студента, она является учебной дисциплиной. Её определение можно дать следующим образом: Социология – учебная дисциплина, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерности индивидуального и массового поведения людей. Однако, в процессе становления данной науки, различные учёные по-разному трактовали социологию и её задачи в сфере научного познания. Учёные ХІХ – нач. ХХ стст. трактовали социологию как интегральную, универсальную науку об обществе (О. Конт, Г. Спенсер). Учёные ХХ ст. считали, что социология изучает социальные общности, группы, классы, нации, всю социальную сферу; иными словами, социологию трактовали не предметно, а объектно – как науку о социальной среде (Г. Зиммель). Современные исследователи считают, что социология не имеет специально отведённой сферы социальных явлений (в отличие от политической, экономической наук), но является всеохватывающей наукой об обществе (М. Вебер, Ф. Теннис). Современные социологи говорят о существовании различных парадигм в социологии. Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Термин «парадигма» введён в научный оборот философом Т. Куном, происходит от греч. рaradeigma – пример, образец. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус»; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена; примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон [4]. Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Таким образом, парадигма – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе [5, с. 16].Первой парадигмой в социологии был позитивизм, затем, его потеснили эволюционизм, марксизм, «понимающая социология» М. Вебера. Дж. Ритцер попытался изложить всё развитие социологии как три сменявшие друг друга парадигмы: «парадигма социальных фактов», «парадигма социальных дефиниций», «парадигма социального поведения» [5, с. 17; 6, с. 14]. Таблица. Парадигмы в социологии (по Дж. Ритцеру)*:
*Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер; пер с англ.: А. Бойкова, А. Лисицына. – 5 –е изд. – М. [и др.]: Питер, 2002. – 686 с. Некоторые современные социологи говорят о том, что в истории развития социологии можно выделить также метапарадигмы [5, с. 18], которые обобщают несколько родственных парадигм. В частности, П. Штомпка, исходя из позиций дидактики, предложил разделить все теории в социологии на три метапарадигмы: эвристические (затрагивающие «вечные вопросы»: что является основой социального порядка, каковы механизмы социальных изменений и т.д.); экзетерические (или объяснительные: занимающиеся анализом, толкованием, систематизацией, реконструкцией, критикой других теорий); аналитические (соединяющие теории и эмпирию путём продуцирования гипотез и обобщения понятий; эти теории играют инструментальную роль) [6, с. 19 – 20]. Белорусские социологи выделяют классическую (сер. ХІХ ст. – нач. ХХ ст.), неклассическую (30-60 г. ХХ ст.) и постнеклассическую метапарадигмы (сер ХХ ст. – ХХІ ст.) [5, с. 18]. В зависимости от принятой научной парадигмы, социологи по-разному определяют главную цель социологии как науки [4]. Господствующий подход в современности:целостно-интеграционный подход – при котором анализ функционирования общества, присущих ему норм, ценностей, стандартов взаимоотношений между людьми становится ключом к пониманию отдельных явлений. Один из основоположников социологии в России, П. Сорокин говорил: «В медицине существует процедура, которую проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомиться с историей его жизни… В семье общественных наук социология играет именно эту роль». Великий социолог, таким образом, хотел подчеркнуть, что социология для того, чтобы предложить способы лечения современных «болезней» общества, изучает общество и его составляющие элементы, а затем разрабатывает конкретные рекомендации по решению тех или иных проблем.
|