Билет № 24. 1. Графика как вид изобразительного искусства
1. Графика как вид изобразительного искусства. Графика (Франц. graphique - линейный, от греч. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные произведения (разнообразные виды гравюры, литографию, монотипию). В современном изобразительном искусстве это могут быть также работы, выполненные в сложных смешанных техниках. Существует и другое, более широкое понимание графики, включающее все произведения искусства, выполненные на бумаге. В этом случае к области графики кроме вышеперечисленных отойдут акварель, пастель, гуашь и др. По исполнению графика делится на уникальную, выполненную в единственном экземпляре рукой художника непосредственно на бумаге (реже - пергаменте, шелке и т. д.), и печатную, полученную в ограниченном числе экземпляров путем перевода изображения с печатной формы на бумагу, вручную или на специальном печатном станке. По типам и назначению вся графика делится на станковую, существующую самостоятельно в виде отдельно взятого произведения или эстампа; книжную и газетно-журнальную, связанную с литературным текстом, выступающую в качестве его сопровождения (иллюстрации или оформления - заставка, концовка, виньетка, титульный лист, суперобложка, экслибрис и т.д.); плакатную, задача которой состоит в прямом обращении к массам с целью агитации или рекламы; лубочную, родственную плакатной по демократичности, апелляции к самым широким слоям населения; промышленную, или прикладную, имеющую распространение во всех сферах повседневной жизни (этикетки, грамоты, почтовые марки, фирменные знаки, оформление всевозможных упаковок и др.). Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя. Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики. 2. Понятие мозаика. Мозаика (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum — букв, посвященное музам) — один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существует два типа мозаичных произведений: составленные из малых кубиков смальты или камня (восходящая к античности техника так называемой римской мозаики) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (так называемая флорентийская мозаика). Сходный с последней, способ изготовления мозаичного набора из различных пород дерева называется инкрустацией (интарсией). Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до сложных черно-белых или цветных изысканных композиций («Дионис на пантере», IV в. до н. э.). В Византии мозаики заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов (церковь Сан-Витале в Равенне). Знаменитые равеннские мозаики обладали исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащали пространство храма. Особой образностью, глубиной и звучностью цвета отличались мозаики храма Софии в Константинополе. Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления: «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицом вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском. В России технику смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов.
|