Политическая лирика Пушкина 1826-36 гг
Новая общественно-политическая обстановка (после подавления восстании декабристов) ставила перед передовыми современниками новые вопросы и задачи. В крушении восстания декабристов особенно трагически сказалась уже раньше горько ощущавшаяся Пушкиным разобщенность между революционной дворянской интеллигенцией и народом. По-прежнему важнейшим разделом лирики Пушкина являются его стихи гражданско-политические («Стансы» - «В надежде славы и добра», послание в Сибирь – «Во глубине Сибирских руд», «Арион», «Друзьям», «Анчар»). Но если до 14 декабря 1825 года его стихи были проникнуты непосредственным пафосом освободительной борьбы, теперь пафос их направленности существенно меняется. В его стихах также появляются философские мотивы. Пушкин отразил в своих стихах не только личные переживания, пессимистические настроения, но и тягчайший кризис всего поколения, то всеобщее уныние, о котором свидетельствовал Герцен – настроения последекабристского тупика. Пушкин в своих произведениях на общественно-политические темы старается найти выход из этого тупика и в известной степени такой выход указывает. В этих стихах отразились и резкие изменения, которые произошли в общественно-политической обстановке страны после декабристской катастрофы. Но лирика П. не утрачивает своей вольнолюбивой сущности. В послании в Сибирь, вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения поехать туда вслед за своими мужьями, поэт стремиться вдохнуть бодрость и веселье в сердца свои братьев,друзей, товарищей не только надеждой на то,что «темницы рухнут», но и утверждением великого исторического значения их дела: «не пропадет ваш скорбный труд/ и дум высокое стремленье. В стихе «Арион», Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником, но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам («Я гимны прежние пою»). И это не декларация. Через полтора года после «Ариона» создается одно из самых значительных и по существу своему глубоко гражданских стихотворений П. «Анчар» (конец 1828), в котором как бы развивая слова Радищева о «зверообразном самовластии», «когда человек повелевает человеком», поэт с исключительной силой раскрывает обесчеловечивающий и раба, и владыку характер таких социальных отношений, которые основаны на рабстве и угнетении. Прямое и для того времени бесспорно прогрессивное общественно-политическое значение имело настойчивое обращение Пушкина в эти годы к образу и теме Петра Первого: «Стансы» (1826).
|