Преодоление одиночества
Одиночество человек переживает труднее всего. А на него, на одиночество, обречена молодая мать, если муж не был подготовлен к появлению ребенка. Ее удел, тем более удел сына или дочери, оказывается нестерпимым. Кстати, уже беременная женщина нередко чувствует себя несчастной и одинокой. Причем одиночество она может ощущать и при кажущихся добрых семейных взаимоотношениях. Мир супружества крайне сложен. Немецкий ученый Кайзерлинг в своей «Книге о супружестве» предложил для обсуждения такой вопрос: «Что же именно продолжает толкать людей к супружеству, несмотря на проверенную веками обреченность этого предприятия на неудачу?». Психоаналитик Карен Хор-ни в своей книге «Женская психология» отвечает на этот вопрос: «К супружеству нас влечет не что иное, как ожидание найти в нем выполнение всех наших давних желаний, идущих от эдиповой ситуации нашего детства»1. Хорни категорически возражает против различных пророчеств относительно отмирания брака. Она лишь замечает, что в каждый исторический период структура общества по-своему будет влиять на развитие супружеских отношений. Очень важно, что, по ее мнению, брачные узы так или иначе связаны с детством и юностью молодых людей, вступающих в брак. Один из методов работы школы строится на анализе об- ратных связей. Молод ые люди узнали об одной важнейшей ' Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993. — С. 54. идее Достоевского, который считал, что единственным методом самопознания и, как он говорил, «самовыделки» является написание художественных текстов о самом себе. Таким опытом он считал свой роман-откровение «Подросток». Приведем отрывок из документальной работы Лены С, участницы занятий в школе дородового периода. «Учась в школе, я все время ждала какой-то необычайной сказочной любви. Прежде всего любви духовной: сексуальный план любви не возникал в моей голове совершенно. Сейчас стыдно, конечно, признаваться, что я понятия не имела о совмещении любви духовной и любви половой, т. е. физической. Я думала, что люди занимаются сексом для того, чтобы у них рождались дети, а все оставшееся время просто любят друг друга. Под любовью я подразумевала отношения близости чего-то внутреннего, может быть, того, чего не хватало мне в детстве — прикосновений, жалости, внимания, понимания, что ты очень нужен. Но все перечисленное мне хотелось не только получать, но еще в большей степени отдавать. Любовь пришла ко мне тогда, когда я закончила школу. Мне было 16 лет, а ему 17 лет, и он учился в вечерней школе. Мы просто встречались и гуляли. А однажды он предложил мне убежать с ним в другой город, который находился неблизко от нашего, надо было несколько часов ехать на поезде. И это предложение побега захватило меня враз. Мы убежали, с три короба наврав моей маме. Волшебным казался мне этот город, и вот именно там он спросил меня, люблю ли я его. Сам он делал признание мне неоднократно. Ответить на этот вопрос словом «Да» значило взять на себя дикую ответственность за жизнь этого человека. И все я думала, сомневалась, а любовь ли это, а вдруг нет, а я скажу, а он поверит, а потом получится что-то не так, и ему будет очень больно. И тут он помог мне: «Ты просто расслабься, — сказал он, - и сама сразу ощутишь свое чувство». Так и произошло, и четко в моей голове отпечаталось «Да». После этого признания и началась моя сексуальная жизнь. Тогда я ощутила полноценную любовь, слияние душ и тел. Так мы жили два года. Потом он захотел ребенка, и мы решили обзавестись ребенком, но все как-то не получалось... И однажды я узнала, что беременна. Я не знала, какая будет реакция, и сообщила ему это с некоторой настороженностью. 30
В ответ он мне сказал, что ситуация сейчас изменилась и он не может позволить себе иметь ребенка. Эта фраза выдала мне билетик в страну грусти и одиночества. Но я не обиделась на него, я его любила. Но отношения после этого начали очень медленно разрушаться. И по моей инициативе мы расстались. Могу признаться теперь: меня спасли три САМО — само-управление, самопознание, само-реализация и два СО — со-участие и со-трудничество. Я всегда раньше с недоверием относилась ко всякого рода организационным штучкам, считала все это бюрократией. А тут ощутила на себе то, что называется ЛЮБОВЬЮ К БЛИЖНЕМУ. Мне понравилось то, что эта великая ценность связана с другой не менее важной любовью К СЕБЕ, к СВОИМ ДОСТОИНСТВАМ. Человек не может и не должен жить в одиночестве. Одиночество - это медленная смерть». Я несколько позднее заметил, что в стране стала как бы возрождаться идея соборно-коллективного единения: самоуправление стало выступать в более мягких и гуманно-личностных формах. Если коллективность всецело направлена на развитие личности, то любовь к ближнему становится сильнее и действеннее, она озаряется новым духовным светом. В наших занятиях самым тщательным образом осуществлялось «погружение» в детство, в поиски зародышей негативных сторон супружества, обнаруженных в процессе семейной жизни. Разумеется, это погружение, как и анализ противоречий супружества, должно проходить в атмосфере любви, в системе удовлетворения ожидаемых прекрасных мгновений в жизни мужа и жены. Духовный аспект этих мгновений многообразен.
|