Дидактика дородового периода
Мы стремились к тому, чтобы у каждой пары — точнее, тройки: муж, жена, утробный ребенок — был свой индивидуальный режим. Вот режим Андрея и Розы М. Роза на седьмом месяце беременности. Она в декретном отпуске. Муж — преподаватель в музыкальном училище; на работу уходит, как правило, в восьмом часу. Оба встают в семь, и втроем делают зарядку. Затем Андрей успевает сыграть для дочери что-то из любимых произведений. Для этого будущая мать подходит к фортепиано, поддерживая оголенный живот руками. Сыграв, Андрей целует дочку, говорит ей и жене ласковые слова и уходит. Роза одевается и отправляется на прогулку. В парке она разговаривает с дочерью, поет ей песенки, рассказывает сказки. 26 Вечером Андрей снова играет для дочери на фортепиано, а затем семья втроем рассматривает картины французских импрессионистов. Цвет и свет — неотъемлемые составные дородовой дидактики. Голубые и светло-бежевые тона, считаем мы, благоприятно действуют на становление таких черт души, как смирение, целомудрие, веселость и стремление к покою. Врач разрешил молодоженам приемлемые для них ласки, и они наслаждаются близостью, не забывая при этом о своем чадушке. Наша дидактика дородового периода строится по такой логике: ВЕРА - ИНТУИЦИЯ, ЗНАНИЕ - СОЗНАНИЕ -МЫШЛЕНИЕ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВЕРА -ИНТУИЦИЯ. Вера — не только убежденность человека в чем-либо, но и определенное знание о законах развития явлений природы, человека. Философы утверждают, что вера есть обозначение вещей невидимых. Вера свободна, а знание принудительно. Вера — это тоже знание, основанное на интуиции. Вера не требует жестких доказательств: если мы верим, что божественное и вне нас, и внутри нас, то эта наша максима может определить весь ход нашей жизни, всю нашу судьбу. Знание ограниченно, рационально, а вера безмерна, сверхбытийна, иррациональна, интуитивна. Между тем в вере нетхаотизма. Скажем, библейское толкование детства, детей, чад в соответствии со Священным Писанием имеет два основных значения. Понятие «дети», «ребенок», «чадо» означают естественное родство. Понятием «дети» определяются не только племена, но и народы — сыны России. Второе значение понятия «дети» — духовное: верующие называются сынами Божьими. В различных государствах детям прививали веру параллельно обучению музыке, живописи, грамоте. Конечно же, человечество не располагает точными данными о развитии ребенка в утробе матери. Мы исходим из предположения о целостности организмов матери и утробного ребенка. То есть те процессы, которые происходят у матери, в какой-то мере передаются и ребенку, формируют его генофонд, его психику, физическое становление. Исходя из предполагаемой нами дидактической логики, мы рекомендуем будущим мамам и отцам горячо верить в благополучное рождение ребенка, в его доброе развитие, в опережающий характер его человеческого становления. Эта вера, опираясь на библейскую трактовку детства, имеет как бы двойной смысл: физическое и духовное становление ребенка в утробный период. Ребенок с каждым днем что-то себе прибавляет — и в весе, и в росте, и в формировании органов чувств, в совершенствовании мозга, легких, печени и других человеческих органов, приобретающих завершенную целостность в системе всего организма, становящегося готовым через какое-то время к самостоятельному функционированию. Духовное внутриутробное формирование сегодня представляет собой иную, совсем непонятную картину. Мы исходим из евангелической максимы «Бог повсюду», это нравственно-высшее и в материнской душе, а следовательно, и в детской. Точнее, духовный мир утробного дитяти и матери неделим. Он целостен. Ребенку, по нашему предположению, передаются матерью различные эмоциональные состояния, ощущения и восприятия мира. Определенным образом влияет на его становление и духовная культура, выраженная телесными упражнениями, психотерапевтическими занятиями в русле арттерапии, музыкотерапии, танцтерапии и других видов художественного творчества. Мы считаем, что ведущая роль дородовой дидактики принадлежит ритму. Ритмические единицы, каденции и резонансы, единство респираторного и пульсационного ритмообразования — все это трансцендентно по своей сущности. В ритмах есть своя физиологическая периодичность и напряженность, первообразами которой являются дыхание и пульс. Еще раз подчеркнем, что все эти особенности живут в одном контексте, в абсолютном единстве с жизнедеятельностью матери. Ритм — живой айсберг. Одна половина — в душе и в организме матери, а другая — в складывающихся глубинах ребенка, в его формирующемся «Я». Наиболее действенной сферой влияния на духовный мир ребенка может стать музыка — инструментальная игра, пение, танцы. В дородовой школе должна присутствовать трансцендентность, обращенная к сверхчувственным факторам — к высшим ценностям, к любви и свободе, т. е. к Богу. В таком контакте утробный ребенок выступает, говоря словами Толстого и Руссо, как формирующийся ПЕРВООБРАЗ ДОБРА И КРАСОТЫ.
|