Различия. Итак великих русских мыслителей объединяет общая традиция - следование общечеловеческим ценностям
Итак великих русских мыслителей объединяет общая традиция - следование общечеловеческим ценностям. Надо, разумеется, знать и некоторые различия. Многие из них принципиальны. u Наш современник философ Алексеи Федорович Лосев отмечал в своей книге «Владимир Соловьев и его время», что между двумя мыслителями «было много внутренних расхождений». Большой знаток творчества Соловьева, его родной племянник С М Соловьев отрицал всякую связь Соловьева и Достоевского. Он писал: «Трудно представить более противоположных людей. Достоевский - весь анализ. Соловьев -весь синтез Достоевский весь трагичен и антиномичен: Мадонна и Содом, вера и наука. Восток и Запад находятся у него в вечном противоборстве, тогда как для Соловьева тьма есть условие света, наука основана на вере, Восток должен в органическом единстве соединиться с Западом». Лосев соглашается с точкой зрения племянника. Вряд ли можно разделить точку зрения С. М. Соловьева и А. Ф. Лосева. При всем уважении к обоим. Сам Владимир Соловьев определил свое отношение к своему выдающемуся современнику так: «Значение Достоевского как общественного деятеля состоит в разрешении двойного вопроса: о высшем идеале общества и о настоящем пути его достижения». По мнению Соловьева, Достоевский развивает в своем творчестве три истины. Первая: никто, даже лучшие люди не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства, вторая — общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и третья — эта великая правда связана с идеалом Христа, с идеалами любви и свободы, добра и красоты. В нынешнее смутное время, время межнациональных распрей, националистических и шовинистских тенденций и настроений надо подчеркнуть некоторую неправоту Бердяева и нынешних русофилов, подчеркивающих, будто бы Достоевскому был свойствен антисемитизм. Правда, Достоевский, как и Бердяев, считал Россию избранным народом (подобно еврейскому), но избранность он связывал не с соперничеством или господством, а со свободным служением всем народам и для осуществления в братском союзе с ними истинного всечеловечества. Достоевский, утверждает Соловьев, верил в будущую Россию и главным считал слабость национального эгоизма и исключительность в русском народе, при этом выделял две главенствующие черты: способность осваивать дух и идеи чужих народов, перевоплощаться в духовную суть всех наций — черта, которая особенно выразилась в Пушкине. Вторая, еще более важная черта — это сознание своей греховности, неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига. Должен заметить, как же близки и понятны эти идеи нашим педагогам и детям. Скажу больше, в развитии этих идей еще пять лет назад с детьми многострадальной России и нынешних стран СНГ мы разработали манифест, обращенный ко всем национальностям, к детям и семьям всех стран. Идеи этого манифеста, в этом мы с детьми были убеждены, могут быть приняты и русским, и казахом, и евреем, и узбеком, украинцем и немцем, шведом и американцем.
|