Душители свободы
В любой философской или психолого-педагогической системе все-таки главная категория — ЛИЧНОСТЬ с ее свободой и возможностью реализовать себя. Какова концепция личности, такова и теория, а следовательно, и практика. Философия Бердяева опровергает современные, я бы сказал, сатанинские концепции личности советского происхождения, где от личности с ее свободой ровным счетом ничего не остается, где вместо личностных ценностей предлагаются различные схоластические суррогаты. Я не могу принять концепцию личности «как совокупности общественных отношений» (К. Маркс). Помню, вносились поправки: нет, не совокупность, а АНСАМБЛЬ, именно так у Маркса, ансамбль — это, дескать, движение, а не статика, этакое пляшущее, поющее, тут, знаете, и эстетический момент, и физический, и нравственный. Я не могу признать эту «ансамблееву» идею не потому, что она неверна, а потому, что она как бы противостоит личностной целостности, человеческой универсальности. В ансамбле личность стирается до полного исчезновения. Вряд ли может быть принята на вооружение схоластическая интерпретация марксизма в психологии, где личность трактуется как некое «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его стороны включенности в общественные отношения». Я не могу принять биологизаторские или социологиза-торские концепции личности (фрейдистские или неофрейдистские, позитивистские, европейские или оккультно-вос-точные и пр.) не потому, что они абсолютно не отражают сущности человеческого бытия, а потому, что они односто-ронни. Я склонен предположить, что наши психологические теории (Выготский, Леонтьев и их последователи) не только бездуховны, но и бескультурны. Теории, не опирающиеся на культурно-исторический опыт, на общечеловеческую гума-нитарность, на духовную мудрость народов, на религиозные откровения мыслителей, по существу являются сатанинскими. Они противостоят человеку, уродуют детство, гуманитарное образование, подготовку учителя. Любопытная и предельно существенная деталь. За семьдесят лет развития так называемой советской психологии, несмотря на обилие научно-исследовательских институтов, университетов, кафедр, не создано НИ ОДНОГО ГРАМОТНОГО (по крайней мере, с точки зрения стиля!) труда по психологии, труда, который вышел за рамки ведомственных застенков, вышел бы в общество, как вышли в международный социум работы того же Бердяева, Фрейда, Камю, Дьюи, Фромма, Бубера, Ильина и многих других. Психология, которая на все лады повторяет банальности типа «труд создал человека», а следовательно, чтобы сформировалась личность, нужны диалектико-материалистиче-ское мировоззрение и «интериоризация ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместно со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности». Такая психология — помеха и самой психологической науке, и современной психолого-педагогической практике. Значит ли это, что я против всего того, что наработано марксизмом и другими учениями? Нет. В марксизме я ценю то, что всегда отвергалось современной психологией, — общечеловеческие ценности, мечту о социальной справедливости. Известно, главная тема философии Бердяева — свобода. Свобода есть Бог, есть нравственно-высшее, есть превосходящая ценность, есть условие развития личности, ибо личность только тогда становится личностью, когда она стремится к свободе. Категории свободы нет в названном выше схоластическом словаре, претендующем на связь с культурно-исторической практикой.
|