Студопедия — Билет № 2 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет № 2 11 страница






Собственность устанавливает взаимную зависимость и тем са­мым тесное отношение между мною и другими, но она не столько связывает (вещи и людей), сколько разъединяет (людей). Факт собственности противопоставляет друг другу, ставит в отношение взаимного антагонизма тех, кто владеет предметом, и тех, кто им не владеет; первые могут пользоваться (и злоупотреблять, если специальный закон этого не запрещает) предметом, тогда как вто­рым отказано в таком праве. Факт собственности дифференциру­ет людей (я могу достать деньги из своего кармана, но никому другому этого не позволено). Я могу также (вспомним наше об­суждение власти) сделать отношение между людьми асимметрич­ным: те, кто не имеет доступа к предмету собственности, но хочет им воспользоваться, то должны подчиняться условиям, диктуе­мым собственником. Таким образом, их потребность, как и жела­ние удовлетворить эту потребность, ставят их в положение зави­симости от собственника (т.е. они не могут получить блага, необ­ходимые им для насыщения их потребностей, для их самосохра­нения как личностей или для продолжения их существования, без тех действий, которые требует от них собственник).

Вопрос о том, как и с какой целью использовать станки, на которых работают рабочие, решает владелец или его уполномо­ченные. Владелец же, коль скоро он купил (в обмен на зарплату) время своих работников, точно так же считает это время своей собственностью, как и машины или фабричные здания. Тем са­мым собственник заявляет свое право решать, какую часть этого времени работник может тратить на перекуры, болтовню, чаепи­тие и т.п. Именно право решать, как использовать, а не само ис­пользование как таковое, наиболее ревностно охраняется в каче­стве той функции, к которой других не допускают. Таким обра­зом, право решать, свобода выбора составляют истинную суть раз­личия между собственниками и не-собственниками. Различие между владением и не-владением является различием между свободой и зависимостью. Владеть вещами значит быть свободным в приня­тии решения относительно того, что должны делать те, кто ими не владеет, а в конечном счете это и означает — иметь власть над другими людьми. Собственность и власть на практике сливаются 135 воедино. Погоня за собственностью и вожделение власти в таком случае становятся фактически неразличимыми.

Любая собственность разделяет и разъединяет (т.е. исключает не-собственников из числа пользователей чьей-либо собственнос­тью). Но не всегда собственность дает собственнику власть над теми, кто исключен. Собственность дает власть только в том слу­чае, если удовлетворение потребностей исключенных невозможно без использования этих предметов собственности. Собственность на.орудия труда, на сырье, нуждающееся в обработке человечес­ким трудом, на место, где эта обработка может производиться, предоставляет такую власть. (В ранее приведенном примере ра­ботникам нужен доступ к станкам, контролируемым владельцем фабрики, чтобы заработать себе на жизнь; они им нужны для само­сохранения и даже для выживания. Без такого доступа их навыки и время будут бесполезными, они не смогут ими воспользоваться с выгодой для себя, заработать на жизнь.) Иначе дело обстоит с соб­ственностью на товары, которые потребляются собственником. Если у меня есть автомобиль, видеомагнитофон или стиральная маши­на, то моя жизнь становится легче и приятнее с ними, чем без них. Они могут также способствовать повышению моего престижа — уважения людей, чье одобрение для меня важно: я могу похвас­таться своими новыми приобретениями, чтобы те, кого я хотел бы поразить, стали смотреть на меня снизу вверх. Но это не обяза­тельно дает мне власть над ними, если, конечно, они сами не за­хотят использовать эти вещи для собственного удовольствия или удобства; тогда я буду ставить условия пользования, которые они должны выполнять. Большинство вещей, которыми мы владеем, не дают нам власти; они дают, тем не менее, независимость от власти других людей (мне не нужно больше соблюдать установ­ленные другими правила пользования этими вещами). Чем боль­ше часть моих потребностей, которые я могу удовлетворить непо­средственно сам, не спрашивая на то разрешения у других, тем меньше я должен подчиняться правилам и условиям, устанавлива­емым другими. Можно сказать, что собственность — это власть давать право. Она расширяет автономию, свободу действия и вы­бора. Она делает человека независимым; позволяет ему действо­вать в соответствии со своими мотивами и преследовать свои лич­ные цели. Собственность и свобода сливаются воедино. Часто за­дача расширения поля свободы переводится в расширение кон­троля над вещами — в собственность.

Обе функции — власть над другими и независимость — собственность 136 выполняет лишь постольку, поскольку она разделяет. В самом деле, во всех вариантах и при любых обстоятельствах соб­ственность предполагает дифференциацию и исключение. Как ос­новополагающий принцип собственность означает, что права дру­гих людей являются пределами моих собственных прав (и наобо­рот); что расширение моей свободы потребует ограничения свобо­ды других. Согласно этому принципу возможности всегда сопро­вождаются некоторыми (пусть частичными и относительными) поражениями в правах других людей. Данный принцип предпола­гает неустранимый конфликт интересов людей, вовлеченных во взаимодействие в процессе реализации их интересов: то, что вы­игрывает один, другой теряет. Ситуация напоминает игру с нуле­вым итогом: ничего нельзя выиграть (как предполагается) ни при одном варианте — ни при разделении, ни при кооперации. В си­туации, когда способность действовать зависит от единоличного контроля над ресурсами, действовать разумно означает следовать предписанию «каждый для себя (сам)». Так нам представляется задача самосохранения; такова логика, которая, видимо, следует из этой задачи и тем самым становится принципом любого разум­ного действия.

Когда человеческие действия следуют указанному принципу, их взаимодействие приобретает форму конкуренции. Соперника­ми движет желание исключить своих реальных или потенциаль­ных конкурентов из числа пользователей ресурсов, которые они контролируют, надеются или мечтают контролировать. Блага, за которые борются соперники, воспринимаются ими как ограни­ченные: они считают, что их недостаточно и потому невозможно удовлетворить всех, следовательно, некоторые из соперников вы­нуждены будут согласиться на меньшее. Существенным моментом идеи конкуренции и основной особенностью конкурентного дей­ствия является то, что некоторых желающих ждет разочарование, поэтому отношения между победителями и побежденными всегда бывают отмечены взаимной неприязнью или враждой. По этой же причине ни одна из завоеванных в конкуренции побед не может считаться надежной, если ее постоянно не защищают от посяга­тельств соперников. Конкурентная борьба никогда не кончается; ее результаты никогда не бывают окончательными и необратимы­ми. Отсюда можно сделать ряд важных выводов.

Во-первых, всякая конкуренция поддерживает тенденцию к монополии. Победившая сторона стремится обезопасить свои за­воевания, отказывая проигравшим в самом праве (или, по край ней 137 мере, в реальной возможности) усомниться в этой победе. Конечной, хотя и иллюзорной, недосягаемой, целью соперников является устранение конкуренции; конкурентным отношениям внутренне свойственна тенденция к самоуничтожению. Сами по себе они ведут к резкой поляризации шансов. Ресурсы будут скап­ливаться и создавать изобилие на одной стороне взаимоотноше­ния, становясь все более скудными на другой. Очень часто такая поляризация ресурсов дает выигравшей стороне возможность дик­товать правила для всех последующих взаимодействий и не дать проигравшим возможности оспорить эти правила. В таком случае выигрыш будет превращен в монополию; монополия же, в свою очередь, позволит выигравшей стороне диктовать условия даль­нейшей конкуренции (например, зафиксировать цены на не до­ступные другим товары) и тем самым получать еще больший вы­игрыш, увеличивая разрыв между сторонами.

Во-вторых, постоянная поляризация шансов, порождаемая монополией (т.е. ограничениями, налагаемыми конкуренцией), ведет в долгосрочной перспективе к различным взаимодействиям победителей и побежденных. Рано или поздно как победившие, так и побежденные «консолидируются» в «постоянные» классы. Победившие объясняют поражение побежденных их прирожден­ной неполноценностью. Считается, что побежденные сами вино­ваты в своем невезении. Их изображают неспособными, порочны­ми, неверными, недальновидными, расточительными, нравствен­но незрелыми, короче — не обладающими теми качествами, кото­рые необходимы для победы в конкурентной борьбе и которые одновременно являются качествами, заслуживающими уважения. Представленным таким образом побежденным отказывают в легитимности их права на недовольство. Принято считать, что раз их нищета обусловлена их же собственными недостатками, то им не­кого винить, кроме самих себя, и у них нет никакого права на свою долю пирога, особенно на ту долю, которые получили более удачливые. Принижение и поношение бедных используется как средство защиты привилегий, которыми наслаждаются богатые. Бедные представляются ленивыми, неряшливыми и грязными, скорее развращенными, нежели обделенными (лишенными): с не­сложившимся характером, избегающими тяжелого труда и склон­ными к преступлениям и нарушениям закона. Считается, что по­добно остальным они «сделали себя сами», т.е. сами выбрали свою судьбу. Их нищета обрушилась на них как следствие их особого характера и поведения. Более удачливые им ничего не должны.

Если случается, что богатые делятся своим имуществом с бедны­ми, то это только благодаря доброте богатых, а не потому, что у бедных есть право на эту часть имущества богатых. Точно так же в обществе, где доминируют мужчины, женщин порицают за их подчиненное положение; их согласие выполнять менее престиж­ные и привлекательные функции объясняют «врожденной» не­полноценностью — чрезмерной эмоциональностью, недостатком духа соревновательности, меньшим интеллектом или рациональ­ностью.

Порицание проигравших в конкурентной борьбе является од­ним из наиболее сильных способов заставить замолчать альтерна­тивный мотив человеческого поведения — моральный долг. Нрав­ственные интересы расходятся с интересами наживы по целому ряду существенных параметров. Корыстное действие опирается на эгоизм и жестокость по отношению к потенциальным сопер­никам. Нравственное же действие требует солидарности, беско­рыстной взаимопомощи, желания прийти на выручку, не спра­шивая и не ожидая вознаграждения. Нравственное отношение выражается в уважении к нуждам других и зачастую имеет резуль­татом самоограничение и добровольный отказ от личной выгоды. Если в корыстном действии мои потребности (как бы я их ни оп­ределил) являются единственным мотивом, то для нравственного действия основным критерием выбора становятся потребности других. В принципе, эгоизм и моральный долг — это две проти­воположности.

Тот факт, что одной из наиболее характерных черт современ­ности является разделение предприятия и домашнего хозяйства, впервые отметил Макс Вебер. Подобное разделение есть способ предотвратить столкновение двух противоположных критериев действия. Такой результат достигается посредством четкого раз­граничения двух ситуаций, в которых господствующими являются соответственно соображения выгоды и моральный долг. Занима­ясь предпринимательской деятельностью, человек свободен от се­мейных уз, другими словами, освобожден от груза морального долга, поэтому все внимание может уделить интересу наживы, которой требует успех предпринимательской деятельности. Возвращаясь в семью, можно забыть о холодном деловом расчете и делить блага между членами семьи в соответствии с потребностями каждого. В идеале семейная жизнь (как и жизнь всех коммунальных обра­зований, построенных по образу семьи) должна быть свободна от интересов наживы. И также в идеале на деловую активность не 139 должны влиять мотивы, вызванные нравственным чувством. Дело и нравственность плохо сочетаются. Предпринимательский успех (т.е. успех в конкуренции) зависит от рациональности поведения, что, в свою очередь, означает беспрекословное подчинение пове­дения соображениям личного интереса. Рациональность означает главенство рассудка, а не сердца. Действие считается рациональ­ным лишь потому, что оно предполагает использование наиболее эффективных средств для достижения поставленной цели с на­именьшими издержками.

Выше мы отмечали, что организация (или бюрократия,как ее обычно называют) является попыткой приспособить человеческое действие к идеальным требованиям рациональности. Теперь же мы видим, что такая попытка должна включать в себя более, чем что бы то ни было другое, подавление моральных соображений (т.е. интереса к другому ради него же самого, бескорыстного учас­тия, даже если это идет вразрез с интересом самосохранения). За­дача каждого члена организации сводится к простому выбору: под­чиниться или не подчиниться приказанию. Она также ограничена лишь малой толикой общих задач, стоящих перед организацией в целом, так что более отдаленные последствия действия не обяза­тельно просматриваются действующим субъектом. Кто-то может совершить поступки, имеющие ужасные последствия, о которых он и не предполагает; может воздействовать на людей, о существо­вании которых он и не подозревает, и таким образом продолжить вереницу еще более отвратительных и страшных дел, не испыты­вая при этом никакого нравственного конфликта или угрызений совести (так бывает, например, когда человек зарабатывает на впол­не приличную жизнь, трудясь на заводе, выпускающем оружие; на предприятии, которое нещадно загрязняет окружающую среду, или изготавливает потенциально вредные и ядовитые лекарства). Особенно важно отметить то, что организация заменяет нравственную ответственность дисциплиной как постоянным стандартом долж­ного («Я просто выполнял приказ», «Я просто старался хорошо выполнить свою работу» — эти объяснения наиболее распростра­нены и самоочевидных До тех пор, пока член организации строго соблюдает правила и выполняет приказания начальников, он сво­боден от нравственных сомнений. Нравственно предосудительное действие, немыслимое при каких-то иных обстоятельствах, вдруг становится возможным и относительно легко выполнимым.

Сила, с какой организация подавляет или замалчивает нравст­венные ограничения, была убедительно продемонстрирована в 140 знаменитых экспериментах Стэнли Милгрэма,где несколько добро­вольцев должны были в якобы «научном исследовании» посылать болезненные электрические разряды испытуемым. Большинство добровольцев, будучи уверены в благородности научных целей (которыми они, как обыкновенные люди, могли только восхи­щаться, а не разбираться в них или судить о них), не думали о своей жестокости, а полагались на общепризнанное и более зна­чимое мнение отвечающих за исследование ученых и доверчиво следовали инструкциям, ничуть не смущаясь воплями своих жертв. То, что в эксперименте проявилось в малом масштабе — лишь в лабораторных условиях, было продемонстрировано в невероят­ных масштабах практикой геноцида во время и после второй ми­ровой войны. Убийство миллионов евреев под руководством не­скольких тысяч высших нацистских лидеров и чиновников было гигантской бюрократической операцией, привлекшей к соучас­тию в ней миллионы «простых» людей, большинство из которых, по всей вероятности, были прекрасными соседями, любящими супругами, заботливыми родителями. Эти люди вели поезда, уво­зившие жертвы в газовые камеры; работали на заводах, произво­дивших отравляющие газы или оборудование для крематориев; и еще множеством других способов помогали выполнению общей задачи — уничтожению. У каждого была «своя работа», поглощав­шая все их духовные и физические силы. Эти люди могли делать то, что они делали, только по одной причине: они очень смутно представляли себе, если вообще представляли, последствия своих действий, поскольку никогда их не видели; равно, как и те уче­ные мужи, которые создали умные орудия разрушения, обрушив­шиеся на вьетнамских крестьян, не видели порождения своего ума в реальном действии. Конечный результат был настолько да­лек от тех простых задач, которыми они занимались, что связь этих задач с конечным результатом не попадала в поле их зрения или изгонялась из сознания.

Даже если функционеры какой-то сложной организации и осоз­навали конечный результат их общего дела, частью которого каж­дый из них был, то этот результат был так далек от них-, что о нем не стоило и беспокоиться. Отдаленность может быть скорее иде­альной, духовной, нежели географической. Благодаря вертикаль­ному и горизонтальному разделению труда действия любого инди­вида, как правило, опосредованы действиями многих других людей: либо его собственная работа не имеет непосредственных послед­ствий, либо она отгораживается от ее конечной, отдаленной цели 141 множеством иных работ, выполняемых другими. Вот почему со­здается впечатление отсутствия прямой причинной связи между тем, что человек делает, и тем, что происходит с конечными объ­ектами действия. В конце концов, собственный вклад человека меркнет, оказываясь незначительным, и его влияние на конечный результат представляется ему слишком малым, чтобы всерьез счи­таться нравственной проблемой. «Я ничего дурного не делал, и вы ничего не можете вменить мне в вину» — таково обычное объяс­нение. Наконец, человек мог делать такие невинные и безвредные вещи, как написание листков, составление отчетов, заполнение документов, включение и выключение машины, смешивавшей ядовитые вещества. Он вряд ли узнавал в обуглившихся телах в какой-то экзотической стране результаты своих действий, свою ответственность.

Крепко закрыть глаза на нравственно ужасающие конечные результаты на первый взгляд невинных дел помогает в дальней­шем известная безличность организационных функций. Сущест­венной характеристикой любой организации является то, что лю­бая роль в ней может быть исполнена любым человеком, обладаю­щим соответствующими навыками. Поэтому можно утверждать, что вклад в решение общей задачи вносит именно роль, а не ее носитель. Если настоящий исполнитель не играет ее, как полага­ется, то на его место поставят другого, но задача в любом случае будет выполнена. Это утверждение можно развивать и дальше и продолжать настаивать на том, что сама ответственность за пре­творение общей задачи в жизнь лежит на роли, а не на ее испол­нителе, и что роль не следует смешивать с личностью исполнителя. Заметим, что даже преступники — участники геноцида, кото­рые слишком близко находились к стадии убийства, чтобы заяв­лять о своем неведении относительно реальных последствий своих действий, и те доказывали, что в обстановке бюрократических при­казаний и разделения труда нравственные оценки были неумест­ны. Их собственные чувства не были «ни там, ни здесь», и не имело никакого значения, ненавидели они свои жертвы или сочувствовали им. Задача требовала от них дисциплины, а не эмо­ций. Как и в других обыденных и организованных взаимодейст­виях, они имели дело с назначенными им мишенями, а не с собратьями из рода человеческого.

Бюрократия, призванная служить нечеловеческим целям, про­демонстрировала свою способность подавлять нравственные мо­тивации не только среди своих сотрудников, но и далеко за пределами 142 самой бюрократической организации; это удалось ей путем апелляции к чувству самосохранения и тех, кого она намеревалась уничтожить, и тех, кто стал невольным свидетелем этого уничто­жения. Бюрократическое управление геноцидом обеспечило, с одной стороны, сотрудничество многих его жертв, а с другой — нравственное безразличие большинства наблюдателей. Будущие жертвы были превращены в «психологических пленников», зача­рованных иллюзорными перспективами милостивого обращения с ними в качестве вознаграждения за согласие подыгрывать своим мучителям и способствовать своему закабалению. Вопреки всему они надеялись, будто что-то еще можно спасти, предотвратить какие-то опасности, если только не раздражать своих мучителей, будто сотрудничество с ними будет вознаграждено. В большинст­ве случаев это был феномен упреждающего согласия: жертвы сами предлагали тот или иной способ ублажить палача, стараясь зара­нее угадать его намерения и удовлетворить его с особым рвением. Помимо всего прочего, они до последнего момента не осознавали неизбежности своей окончательной участи. Каждый следующий шаг на пути к уничтожению представлялся им хотя и неприятным, но не последним и уж во всяком случае не необратимым; на каж­дом шагу они сталкивались с четко определенным выбором, у ко­торого было только одно рациональное решение — без вариантов, но и оно лишь приближало их уничтожение. Благодаря этому ор­ганизаторы геноцида достигали своих целей с наименьшими бес­порядками и фактически при отсутствии какого бы то ни было сопротивления; потребовалось совсем мало надзирателей за длин­ной, послушной колонной, идущей в газовые камеры.

Что же касается сторонних наблюдателей, то их согласие или, по крайней мере, молчание и бездействие обеспечивались пони­манием ими слишком высокой цены нравственного поведения и сочувствия жертвам. Выбрать правильное с нравственной точки зрения поведение означало бы навлечь на себя страшную кару, а зачастую подвергнуть риску само свое физическое существование. Когда ставки так высоки, тогда интерес самосохранения отставля­ет в сторону моральный долг, а моральные соображения, угрызе­ния совести подавляются рациональными доводами: «Помогая жер­твам, я подверг бы опасности свою семью и собственную жизнь; в лучшем случае я спас бы одного человека, в случае же неудачи погибло бы десять». Предпочтение отдается подсчетам шансов на выживание, а не нравственному качеству действия.

Мы привели крайние случаи противостояния мотивов самосохранения 143 и морального долга; они были взяты из редко встреча­ющихся ситуаций и, как правило, порицаемых всеми. В более мяг­кой и потому менее настораживающей форме такое противостоя­ние оказывает воздействие на повседневную человеческую жизнь. В любой организационной среде рациональность действий, про­возглашаемая как наиболее эффективное средство самосохране­ния, по большей части достигается за счет нравственных обяза­тельств. Явное преимущество рационального поведения перед дей­ствием, руководствующимся моральным долгом, составляет рецепт правильного выбора, т.е. то, что непосредственно взывает к чувст­ву самосохранения и самопродвижения. Рациональное поведение становится еще более соблазнительным благодаря своей способ­ности удовлетворять желание самовозвеличивания, вызываемое конкуренцией. Мотив самосохранения, выраженный в нулевом варианте исхода конкуренции и оснащенный надежным оружием бюрократической рациональности, превращается в грозного и, наверное, непобедимого соперника нравственности.

Дальнейшему уничтожению моральных обязательств способ­ствует статистическое обращение с людьми просто как с безлики­ми объектами действия, свойственное любой бюрократии. Рассмат­риваемые как фигуры, или «чистые формы», которые могут быть заполнены любым содержанием, такие человеческие объекты ут­рачивают индивидуальность и отчуждаются от своего бытия носи­телей прав человека и моральных обязательств. Вместо этого их относят к некой категории, представители которой полностью определяются соответствующей совокупностью организационных правил и критериев. Их личностная неповторимость, а следова­тельно, их уникальные, индивидуальные потребности теряют свое значение как ориентиры бюрократического действия. Значение имеет только категория, к которой они официально причислены. Подобная классификация сосредоточивает внимание лишь на из-> бранных атрибутах индивидов, в которых выражается интерес ор­ганизации, и поощряет пренебрежение всеми остальными их ха­рактеристиками, т.е. индивидуальными чертами, делающими ин­дивида моральным субъектом, уникальным и единственным в своем роде человеческим существом.

По сути дела, бюрократия — это не единственный феномен, в котором нравственные мотивы приходятся не ко двору и в кото­ром они приглушаются и подавляются. Весьма сходный результат подавления нравственного чувства можно наблюдать и в ситуации, практически во всех других отношениях диаметрально противоположной 144 холодной расчетливой рациональности бюрокра­тической организации и также практически свободной от сообра­жений наживы и завистливой конкуренции. Такую ситуацию, от­личающуюся наиболее эффективной способностью подавлять нрав­ственность, создает толпа.

Замечено, что люди, вынужденные находиться на ограничен­ном пространстве бок о бок с огромным количеством незнакомых им людей, которых они не встречали раньше при других обстоя­тельствах и с которыми до этого не взаимодействовали, а в насто­ящем «объединены» лишь временным, случайным интересом, склонны вести себя так, как они даже не предполагали бы воз­можным вести себя в «нормальных» условиях. Самое дикое пове­дение может вдруг обуять толпу подобно пожару в лесу, порыву ветра или распространению заразы. В случайно образовавшейся толпе, например на переполненном народом рынке или в театре, охваченные паникой люди, движимые единственным желанием спастись, могут топтать других людей, толкать их в огонь, обеспе­чивая себе жизненное пространство и избегая опасности. В другом случае они могут напасть и убить предполагаемого злодея, на ко­торого им указали и объявили источником угрозы. В толпе люди способны на такие действия и поступки, которые не хватит духу совершить ни одному преступнику. Если толпа и может коллек­тивно совершать то, что претит любому ее члену в отдельности, то именно в силу ее безликости. В толпе люди утрачивают свою ин­дивидуальность и «растворяются» в анонимном сборище; в ней они не воспринимаются как субъекты нравственности, как цель морального долга (результат, сходный с дистанцированием, по­рождаемым бюрократическим разделением труда). Сборище лин­чевателей или толпа болельщиков освобождают своих членов от моральной ответственности за насильственные действия в отно­шении других людей, которые обычно могут быть защищены от насилия только моральными ограничителями, если таковые име­ются у предполагаемых насильников. В подобных случаях подав­ление моральных ограничителей является результатом анонимности толпы и фактического отсутствия каких бы то ни было продолжи­тельных связей между ее участниками. Толпа рассеивается так же быстро, как и собирается, и ее коллективное действие, даже коор­динируемое, не воспроизводит и не порождает никакого сколько-нибудь продолжительного взаимодействия. Именно мгновенный и непоследовательный характер действия толпы делает возмож­ным чисто эмоциональное, неконтролируемое, аффективное поведение 145 отдельных ее членов. В какое-то мгновение все тормоза срываются, снимаются все запреты, отменяются все обязательства и все правила нарушаются.

Упорядоченное, бесстрастное поведение в рамках бюрократи­ческой организации и необузданные порывы гнева или паники в толпе кажутся полярно противоположными; и все же их воздейст­вия на нравственные чувства и запреты поразительно схожи. Сход­ные результаты имеют и сходные причины: деперсонализация,«обез­личение», уничтожение индивидуальной самостоятельности. И бю­рократия, состоящая из ролей, а не из личностей, сводящая людей к ролям или множеству ресурсов или препятствий на пути к до­стижению цели или решению проблемы, и неуправляемая, воз­бужденная толпа, состоящая из неразличимых частиц, а не из от­дельных индивидов, отличающаяся лишь размером, а не индиви­дуальными качествами своих членов, по существу являются безли­кими и анонимными.

Для других человеческих существ люди остаются моральными субъектами до тех пор, пока они признаются именно людьми, т.е. существами, имеющими право на то, чтобы с ними обращались так, как полагается обращаться только с людьми, причем с любым человеком (естественно, речь идет об обращении, предполагаю­щем, что партнеры взаимодействия тоже имеют свои уникальные потребности и что эти потребности столь же ценны и важны, как и твои собственные, и к ним следует относиться с не меньшим вниманием и уважением). Можно даже сказать, что понятия «объект нравственности» и «человек» соотносимы — их содержание со­вместимо. Как только определенные лица или категории людей лишаются права на нашу моральную ответственность, с ними об­ращаются как с «недочеловеками», «порочными людьми», «не совсем людьми» или вообще «нелюдями».

Мир (универсуум) моральных обязательств (совокупность лю­дей, объединенных моральным долгом) может включать, а может и не включать всех представителей рода человеческого. Многие «примитивные» племена наделяли себя именами, которые просто означали «люди»; человеческий статус других племен, особенно тех, с которыми не установились никакие взаимодействия, кроме редких вспышек враждебности, не признавался. Отказ признать человеческое в чужих племенах продолжал сохраняться и в рабо­владельческих обществах, где рабам приписывался статус «говоря­щих орудий» и на них смотрели только с точки зрения их пригод­ности для решения предназначенной им задачи. Статус ограниченной 146 человечности на практике означал одно: существенное тре­бование нравственного отношения, т.е. уважения потребностей другого человека, что подразумевает прежде всего признание его целостности и непреходящей ценности его жизни, не было обяза­тельным в отношении к носителям этого статуса. Похоже, что ис­тория развивалась как постепенное, но неумолимое наступление идеи гуманизма с ее ярко выраженной тенденцией к распростра­нению универсума обязательств на весь человеческий род.

Однако, как мы видели, этот процесс не был прямолинейным. Наш век прославился появлением весьма влиятельных мировоз­зрений, призывавших исключить целые категории людей — клас­сы, нации, расы, конфессии — из универсума обязательств. Вмес­те с тем совершенство бюрократически организованного дейст­вия достигло такого уровня, на котором моральный запрет уже не может воспрепятствовать соображениям эффективности, В резуль­тате сочетания обоих факторов — возможности подавить нравст­венную ответственность (что создает бюрократическая техноло­гия управления) и существования мировоззрений, готовых и же­лающих использовать эту возможность, — во многих случаях зна­чительно сократился универсум обязательств. А это, в свою оче­редь, открыло дорогу таким последствиям, как массовый террор в коммунистических обществах против представителей враждебных классов и их пособников, постоянная дискриминация расовых и этнических меньшинств в странах, которые гордятся своими ус­пехами в области прав человека, множество явных и скрытых сис­тем апартеида и многочисленные случаи геноцида, начиная с убий­ства армян турками, уничтожения миллионов евреев, цыган и сла­вян нацистской Германией и кончая применением смертоносных газов против курдов, массовыми убийствами в Камбодже. Грани­цы универсума обязательств по сей день остаются спорными. Можно предположить, что развитие бюрократической техноло­гии, имеющее своей задачей подавление моральных мотивов (та­кое же достижение современного общества, как и распростране­ние морального чувства в отношении всех представителей рода человеческого), сжало эти границы по сравнению с прошлыми временами, во всяком случае если не в теории, то на практике.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 407. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия