Ни о забытой старине.
Евгений, таким образом, становится представителем социальных низов Петербурга, бедняков, «гражданином столичным, каких встречаете вы тьму». Пушкин во многих вариантах поэмы ведёт развёрнутую полемику с «критиком» по поводу законности изображения «маленького человека» в литературе. Пушкин пишет: Запросом музу беспокоя, Мне скажут, может быть, опять, Зачем ничтожного героя Взялся я снова воспевать, Что в списках целого Парнаса Героя нет такого класса. Таким образом, Пушкину приходится выдерживать острую борьбу, когда он вводит тему «маленького человека» в поэму. В «Медном всаднике» смелость, дерзость, новизна постановки этой темы Пушкиным совершенно изумительны: Пушкин делает Евгения силой, которая противостоит Петру Великому. Сравним мечты Евгения и думы Петра «на берегу пустынных волн». Евгений не возвышается над мелочами жизни, напротив, погружён в них. А вот мечты Евгения о будущем: Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт: Жениться? Ну... зачем же нет? Оно и тяжело, конечно, Но что ж, он молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Он кое-как себе устроит Приют смиренный и простой И в нём Парашу успокоит. Пройдет, быть может, год-другой — Местечко получу — Параше Препоручу хозяйство наше И воспитание ребят... И станем жить — И так до гроба, Рука с рукой дойдём мы оба, И внуки нас похоронят...» «Смиренные» мечты Евгения о будущем не возвышают его над настоящим. Евгений и в мечтах о будущем остаётся таким же ограниченным, непритязательным, как и в думах о настоящем. Таким образом, мы видим, что уже в предварительной характеристике герои поэмы совершенно противоположны, контрастны. Эта разница между героями сказывается и в художественных средствах, которыми создаются образы Петра I и Евгения. Когда Пушкин говорит о Петре, он не подчёркивает деталей, мелочей, и у читателей создаётся обобщённый образ, монументальный, величественный. Когда поэт говорит о жизни Евгения, он подчёркивает незначительные детали, мелочи : «Итак, домой пришед Евгений, стряхнул шинель, разделся, лёг». Если в строках, характеризующих Петра, много старославянизмов, придающих речи торжественность и необычность, то в местах, где говорится о Евгении, язык очень прост (народные выражения «куда легка», «препоручу», «да сам большой» и т. д.), будничен. При описании дум Петра и его творения Пушкин пользуется большими, распространёнными предложениями, сложными синтаксическими конструкциями; там, где речь идёт о Евгении, предложения коротки, просты. И наконец, стих также становится средством характеристики героев: спокойный, торжественный, плавный, льющийся широкой рекой стих, который характеризует Петра и его творение, противопоставлен прозаическому, часто отрывистому, обыденному стиху, говорящему о Евгении. Наводнение — центральный эпизод поэмы, композиционный стержень её. Наводнение раскрывает перед нами целый ряд существенных моментов. Прежде всего, исключительную силу Петра. Смысл наводнения — бунт стихии против Петра, бунт, грозящий разрушить творение Петра. Но, несмотря на яростную злость взбунтовавшейся стихии, она оказывается бессильной разрушить Петербург. Бунт стихии вызывает лишь презрение Всадника: И, обращён к нему спиною В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. В черновом варианте было: И прямо перед ним из вод Над потоплённою скалою (Возникнул медною главою) Кумир на бронзовом коне, Неве мятежной в тишине Грозя недвижною рукою. Как мы видим, в первом случае, в основной редакции, презрение Петра к взбунтовавшейся стихии выражено резче: он не снисходит до того, чтобы грозить мятежной Неве. Бунтующая стихия не может даже пошатнуть величавого кумира, возносящегося в «неколебимой вышине» над бунтующими и мятущимися волнами. Исключительная сила и могущество Петра I подчёркнуты поведением во время наводнения царя Александра I: На балкон Печален, смутен, вышел он И молвил: «С Божией стихией Царям не совладать». Он сел И в думе скорбными очами
|