Архитектура и искусство
«Архитектура» в переводе с латинского языка означает «строительное искусство». В VI - IX вв. (доисламский период) в Казахстане были распространены постройки в стиле дын в форме юрты, которые устанавливались на месте захоронения людей. Такие постройки сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангыстау. В этот же период над колодцами вдоль караванных путей строились купольные сооружения - сардобы. Монументальные буддийские храмы были раскопаны в Суябе и Навакете, Акбешиме. Около развалин Испиджаба был обнаружен подземный буддистский монастырьVІ-VІІІ вв. ВX- начале XIII в. в связи с распространением ислама в городах начинают возводиться мечети. Наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах Кедере и Кульшубе. Исламская мечеть была обнаружена на кургане Баба-ата в Сузакском районе Южно-Казахстанской области. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранняя группа мавзолеев была построена в Буранинском городище. В Х-ХІ вв. построен мавзолей кубической формы Бабаджа-хатуи, который свидетельствует о высоком уровне архитектуры в этот период, в ХІ-ХІІ вв. - мавзолей Айша-Биби, в XII в. на Сырдарье построен мавзолей Сырлытам. Мавзолей Кара-хана в г.Жамбыле относится к памятникам Караханидского зодчества. В Х-ХІІ вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. В городской застройке X - начала XIII вв. распространяются бани. Они обнаружены археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней. Она имела 10 помещений и была построена в XIII - XIV вв. Бани XI в. отапливались жаропроводящими каналами. На юге Казахстана в XI в. появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщается друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они назывались анфиладными. Самобытное искусство развивалось в городах и в степи. В конце ІХ-ХІІ вв. широкое распространение получает поливная (покрытая глазурью) посуда с буквенным, растительным и зооморфным орнаментом. Растительный орнамент тюрки заимствовали у согдийцев. Архитектурные памятники украшались терракотой (керамика из цветной глины), художественной керамикой, мелкой пластикой. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний - «балбал» у тюрков, «балбык» в орхонской письменности, «кемпиртас» (каменная старуха) или «таскелиншек» (каменная молодуха) в более поздний период. «Каменные бабы» (изваяния) чаще всего изображали мужчину с усами («баба» - знатный человек). Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у могил или поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает. Язык и письменность, литература, религия Древняя тюркская письменность появилась в середине первого тысячелетия до н.э. В VІІІ-ІХ вв. тюркская письменность становится достоянием всего народа. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв и был создан на основе тамг (знаков). Первое упоминание о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Он называет ее «скифскими письменами». Так известно, что посланники Западнотюркского каганата доставили письмо в Византию, написанное скифским письмом. Среди наиболее древних памятников письменности тюрков являются стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надписью), найденные в северной Монголии. Они начали устанавливаться тюрками на могилах в VII - VIII вв. Крупнейшие памятники рунической письменности - письмена Бильге- кагана, Кюль-тегина, Тонъюкука. Они являются блестящими образцами политической прозы, сохраняют традиционные формы ораторского искусства. Эти памятники написаны на едином литературном языке и повествуют о богатырских деяниях. На территории Казахстана тюркские надписи были найдены в долинах рек Талас, Или, Сырдарья. Они были названы «Таласской письменностью». Всего было обнаружено более 200 литературных памятников древнетюркского языка. К литературе VІІІ-ІХ вв. относится книга «Коркыт-ата» и поэма «Огузнаме». Книга «Коркыт-ата» посвящена знаменитому кобызисту и акыну Коркыту, она состоит из 12 эпосов. Поэма «Огузнаме» была переведена на персидский и арабский языки. Первый вариант поэмы записал персидский историк Рашид ад-Дин, а в XVIII в. - Абулгазы-хан. Наряду с древнетюркским письмом широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В ІХ-ХІІ вв. в связи с распространением ислама начал употребляться арабский язык. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Лбу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Он родился в округе Фараб (Отрар) и получил образование на кыпчакском языке. Аль-Фараби создал книги «Возникновение наук», «Большая книга музыки». Он был ученым-энциклопедистом. К практическим наукам он относил этику и политику. В XI в. была написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Бапасагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. Он отражает традиции и специфику письменного тюркского языка и наречий, общественное сознание и политические концепции социальных кругов XI века. Махмуд Кашгари из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») - первый научный труд, написанный на тюркском языке. Ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков Кашгари был первопроходцем. А ученый А.Н. Кононов писал, что при создании своей книги М. Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского. Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был Ахмед Яссауи, живший в г.Яссы (Туркестан) в XII в. Учителем Ахмеда Яссауи был Арыстанбаб, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых. Ахмед Яссауи был проводником мусульманской религии в Казахстане, распространителем поэзии духовного содержания. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости»). В этом произведении он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. «Диван-и-Хикмет» был написан Ахмедом Яссауи на тюркском языке арабским алфавитом. В 63 года Ахмед Яссауи в память о великом пророке отрешился от мирской жизни, построил подземную келью и прожил в ней много лет. В XIV в. над могилой Ахмеда Яссауи в Туркестане по приказу Тимура и по его проекту был возведен грандиозный мавзолей. Среди учеников Ахмеда Яссауи наиболее известен Бекыргани, автор учебников по богословию. Средневековый ученый Лбу Райхан Бируни изобрел макет земного шара (глобус) и определил координаты 600 городов того времени. Он за 600 лет до Галилея и Ньютона предсказал гелиоцентрическую систему. Тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Женское божество Умай ана слыло покровительницей очага и детей. О поклонении казахов Жетысу богине Умай ана писал Шокан Валиханов. Был широко распространен культ гор. Огонь наделялся силой очищения. В цитадели городища Баба-ата отправлялись обряды, связанные с культом огня. Поклонялись тюрки и Кок бори (Волку). Из когтей и зубов волков они изготавливали талисманы - тумары (обереги). С ІХ-ХІ вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу-Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Зороастрийская вера была занесена в Казахстан в VІ-VІІ вв. согдийцами. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, центром его был Мерв. В Таразе и Мирки действовали христианские церкви. В конце IX -X вв. началась исламизация населения Казахстана. В ХІ-ХІІ вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения.
|