Начало и конец функционирования Великого шелкового пути
В середине I тыс. до н.э. стал функционировать «Степной путь». В середине ІІ-І вв. до н.э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Он брал свое начало в долине реки Хуанхэ в Китае и шел до Средиземного моря и в Европу. Протяженность его 7 тыс. километров. В 138 г. из Ханьской столицы вышел посольский караван князя Чжан- Цзяня. Он первым прошел по прямому пути из внутренних районов Китая в Центральную Азию и смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана. Вскоре международная торговля перешла в руки торговцев из Согда. Во ІІ-V вв. начали функционировать «Южный путь» (Китай-Индия- Средиземноморье) и «Северный путь» (Кашгар-Фергана-Бухара-Сирия). Выбор маршрутов торговых караванов определяла политическая ситуация на континенте. В VІ-VІІ вв. наиболее оживленным становится путь из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан, так как в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые стали крупными потребителями заморских товаров, а дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц местных правителей. Великий шелковый путь привел к взаимодействию и взаимообогащению культур - оседлой и кочевой, что явилось магистральной линией мирового прогресса, стало источником этногенеза (происхождения народов) проживающих на этой территории народов. Великий шелковый путь способствовал установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом. В этот период в долинах рек Чу, Талас и Сырдарья формируются городские центры, предшественниками которых являлись земледельческие поселения. Первым крупным городом, стоявшим на Шелковом пути в Таласской долине стал Джувикат. проехав который, караваны попадали в Тараз, один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI в. Рядом с Таразом находился город Джамукат, основанный согдийцами из Бухары. (Развалины этого города называются сейчас Костобе - «Двойной бугор».) В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в 751 г. битва арабов с китайцами за сферы влияния. Из Тараза на восток шел путь к городу Кулану, который китайцы называли «Цзюйлень», он был известен как городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра. Во второй половине VI в. Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата - огромной кочевой империи, охватившей пространство от Кореи до Черного моря. В конце VI в. каганат распадается на две части - Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский. Центром последнего становится Семиречье, а столицей - город Суяб. Если в источниках первой половины I тыс. н.э. упоминаются лишь два города - Чигу в Семиречье (резиденция правителей уйсуней) и Битянь в Южном Казахстане (столица кангюев), то уже в начале VII в. Сюань-Цзян сообщает о нескольких десятках городов. Наиболее крупными из них были Суяб. Тараз и «город на Белой реке», позднее названный Испиджаб. В Х-ХІІ вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Южный путь шел через Иссык, Тургень. Чилик через р.Или на Алмалык. Северный из г.Тальхиза через Ченгельды, Алтын-Эмель, Коксу доходил до города Икиогуз (на месте современного села Дунгановка). Здесь археологами было обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городище, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. странствующий монах Вильгельм Рубрук, жили «сарацины», то есть имелась торговая колония иранских купцов. На этом пути находился и город Каялык - ставка племен карлуков. Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой вдоль Чу-Илийских гор по р.Чу к берегам Сарысу. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., но междоусобицы и войны, приведшие к гибели здесь городской культуры, а также освоение морских путей в Китай привели к его угасанию. Главным предметом торговли Шелкового пути был шелк, который наряду с золотом превратился в международную валюту. В серебряном кладе из Отрара были найдены слитки серебра в виде линз и овальных брусочков, которые назывались сомами и служили в качестве денег. По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили (например, тимуридский стиль керамики).
|