Государственно-административное устройство, экономика и культура государств позднего средневековья
Социальная структура государств позднего средневековья была основана на феодальных отношениях. Во главе государств стояли ханы из рода чингизидов. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого входили улусбеки, беки, эмиры, бии. Советниками ханов являлись везиры. Верховным органом был курултай. Он созывался один раз в год в летнее время. Титул «бек» присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам, «бий» - народным сыдьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» носили видные военачальники. К высшим должностным лицам относились атабеки (воспитатели наследников) и кокилташи (выполняли функции воспитателей детей хана). В Могульском ханстве высокими должностными лицами считались наибы. Большую роль играли жасаулы (дружинники), которые следили за порядком. Руководитель дворцовой службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники - так. Простонародье называли «карача» (простолюдины, чернь) или «карабудун» (черный люд). Основным занятием населения в ХІV-ХV веках было кочевое скотоводство. Соотношение трех типов скотоводства - кочевого, полукочевого и оседлого, - менялось в зависимости от экологических условий, от политических событий, миграций племен и народов. Маршруты кочевок изменялись в соответствии с естественно-географическими условиями и историческими традициями. В Южном Казахстане и Жетысу развивалось земледелие. Центром развитого земледелия был Туркестан. В ХІV-ХV веках произошли коренные изменения в хозяйстве населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов к концу ХІV в. уничтожило оседлоземледельческую и городскую культуру в Семиречье. Кочевое скотоводство стало главной отраслью хозяйства местного населения. Возрождение городской культуры и сельского хозяйства после монгольского нашествия началось в конце XIII в. В конце средневековья (ХІV в.) одним из главных ремесел горожан было гончарное дело. Со второй половины XIII в. стало развиваться кирпичеобжигательное ремесло. Мастерские по обжигу кирпича обнаружены в Отраре и Сарайчике. Развивались медницкое и бронзолитейное дело. В районе Отрара был обнаружен клад серебряных вещей. В Отраре и Таразе в Х-ХІ веках стало равиваться стеклоделие. Во многих городах развивались косторезное и камнетесное ремесла. Вы годное положение Южного Казахстана на стыке оседлоземледельческого мира с кочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных и экономических контактов соседствующих народов. Земли в государстве считались собственностью хана. Большая часть земель принадлежала наследникам Чингисхана и называлась «инджу» («приданое»). Население платило налоги и несло повинности: тагар (снабжение войска продовольствием), калан (налог на землю), зякет (налог со скота в пользу ханов или султанов), катиуыр (взимался с кочевых_скотоводов в размере 1% с поголовья скота), харадж и бадж (взималось с оседло-земледельческого и городского населения), согым (дань в виде скота). На кыпчакском языке в ХШ-ХІV вв. было создано большое количество литературных памятников, например, «Кодекс куманикус». Он был чловарем кыпчакского языка, предназначенным для европейцев. В XIV в. был создан первый учебник на кыпчакском языке. В 30-е годы XIV в. при Узбек-хане был издан сборник стихов поэта Кутба «Хосров и Ширин», являющийся тюркоязычным памятником эпохи Золотой Орды. В ХІV-ХV вв. из кыпчакско- ногайекой подгруппы тюркских языков выделился казахский язык. В Дешт-и-Кыпчаке развивалось творчество певцов (жырау). Известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Асана-Кайгы и Казтугана (XV- XVI вв.), Доспамбет-жырау и Жиембет-жырау (ХVІ-ХVІІ вв.). Самыми знаменитыми жырши (мастерами художественного слова, поэтами) Дешт-и- Кыпчака были Кодан-Тайши, Асан-Кайгы и Казтуган. Сыпыра-жырау в своих произведениях воспел столкновения между Тохтамышем и Тимуром. В ХІV-ХV вв. завершился процесс складывания казахской народности. Господствующей религией стал ислам. Кочевое население придерживалось также шаманизма и культа предков. Кочевники верили, что у каждого вида скота был свой хранитель. В XV в. на берегах рек Сырдарья и Арысь вновь появилось более 20 городов. В XIV в. был восстановлен Отрар. Он стал памятником культуры XV в. В середине XIII в. в Отраре начал работать монетный двор, что служит свидетельством оживления городской жизни в этот период. В 1428 г. во многих городах Средней Азии начали чеканиться новые виды монет - «медные динары». В ХIV-ХV вв. сформировался новый архитектурный стиль: куполо- и шатрообразные системы. Наиболее ценным произведением зодчества этого периода являются мавзолеи Ахмеда Яссауи и Рабиги-Султан-бегим.
|