Обычаи и обряды казахов
Жилищами казахов-кочевников были передвижные домики на колесах - кибитки или куйме и легкое сборное жилище - юрта. Части юрты: стена из деревянной решетки — кереге, кривые палочки сверху — унины или уык, деревянный купол, верхняя часть юрты - шанырак. Сверху юрты покрывали кошмами - туырлык, узик, тундик. Одежда казахов была показателем своеобразия казахской культуры. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, из шелка и сукна - шапан. Мужской плащ из верблюжьей шерсти назывался шекпен. Шуба из овчины - тон. Плащ из шкуры молодых жеребят - жаргак. Брюки из кожи или сайгачьей шкуры - шалбар. Женская приталенная безрукавка - камзол. Мужские сапоги с длинными голенищами - шокайма. Мягкая обувь из козьей шкуры-меси-ичиги. Головные уборы были разнообразны. Зимняя мужская шапка называлась тымак. Летняя шапка из войлока - калпак. Борык - шапка, отороченная мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Саукеле - высокая конусообразная шапка, у крашенная драгоценностями - головной убор невесты. Головные уборы девочек и девушек украшали перьями филина. Через год после свадьбы женщина надевала желек - упрощенное саукеле, а после рождения ребенка - кимешек, головной убор из белого материала с вышивкой. Женщины средних лет носили головной платок - жаулык, а пожилые женщины кундик, саукелеобразный круглый головной убор. Пища, напитки. Напиток из верблюжьего молока - шубат, из кобыльего молока - кумыс, из коровьего молока - айран. Сыр - курт или иримшик. Из мяса конины делали казы, карта, жал, жая, чужук. Изысканное лакомство из проса - жент. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, пожаренное на масле, называется куырдак. Национальные игры проводились во время торжеств, праздников. Скачки байга. Борьба силачей - балуан курес. Состязания в ловкости - сайыс. Скачки с тушей козы - кокпар. Стрельба из лука по золотой мишени - алтын кабак ату. Песенное состязание акынов - айтыс. Охота с ловчими птицами - саят. Свадебные обряды. Тайная встреча жениха с невестой перед свадьбой наывалась урын. Обычай посещения женихом дома невесты перед свадьбой - калындык ойнау. Свадебные песни- «Жар-жар» и «Беташар»—песня открывания лица невесты. По обычаю жених платил калым - выкуп за невесту, тарту - подарки братьям и сестрам невесты, сут акы (за материнское молоко) - матери невесты, той мал - отцу за свадебные расходы, каде - подарки близким родственникам невесты. Родители девушки дарили родителям жениха подарки «кит» (во что одеваться). Родители девушки заказывали ей саукеле и куйме (повозку). Религия. На территории Казахстана в обиходе были две религии - ислам и поклонение «тенгри» - родовому богу. В ХV-ХVII вв. у казахов преобладало поклонение силам природы. Люди утверждали, что у каждого явления природы свой покровитель. Казахи поклонялись земле (Жер-ана), воде (Су-ана). Верили, что у каждого вида скота есть свой покровитель: у овцы - Шопан ата, у коровы - Зенги-баба, у лошади - Камбар ата, у верблюда - Ойеыл-кара. У казахов бытовало поклонение солнцу и луне. Они приносили жертвоприношения кумысом, когда просили дождя. Большое значение придавалось культу огня (От-ана). Огонь считался покровителем домашнего очага, а казан - символом изобилия. Обычай изгнания злого духа огнем называли «отпен аластау». Народный календарь. Казахи умели точно предсказывать погоду, определяли смену времен года, устанавливали точное время перекочевок. В этом им помогали звезды. Звездам они давали свои названия. Большая медведица («Жети каракши» - Семь разбойников) связана со скотоводством и ночной охраной скота, была астрономическими часами. При появлении Венеры (Шолпан) овец пригоняли в аул. Меркурий называли «утренней звездой», Юпитер - «Есеккырган» («Истребляющая ослов»), Марс - «Красной звездой». Год и календарь упорядочивали по созвездию Плеяды. Приближение созвездия Плеяд к дому считали началом весны. При появлении на небе созвездия Весов («Таразы») утверждали, что будет прохладное утро, можно приступать к уборке пшеницы и проса. «Если появится Сириус, то вода станет холодной» и нельзя купаться. С появлением Сириуса казахи приступали к заготовке дров и ремонту зимних жилищ. Времена года определяли по состоянию Солнца относительно Плеяд. По Солнцу определяли где восток, запад, юг и север. Началом года - временем весеннего равноденствия дня и ночи являлся наурыз. Этот день был всенародным праздником. Эпос - один из основных жанров казахского фольклора. В героических эпосах - дастанах описываются мужество и отвага батыров («Кобланды», «Ер- Таргын», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Ер-Саин», «Турехан», «Телагыс», «Камбар- батыр» и др.) В лиро-эпических поэмах описываются любовь, быт, обычаи и традиции народа («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше Кыз», «Макпал Кыз» и др.). Терме - поэмы назидательно-завещательного характера. Самым популярным музыкальным инструментом была домбра, из смычковых - кобыз. Музыканты играли на свирели, сделанной из камыша и дерева. Поэты-песенники у казахов назывались сал и серы, поэты-импровизаторы акыны, поэты - исполнители эпоса - жырау. Язык и письменность. В XV в. казахский язык выделился в самостоятельный язык. Казахи пользовались арабской графикой. В ХV-ХVII вв. появился ряд произведений на казахском языке. В библиотеке Санкт- Петербурга хранится летопись из личной библиотеки Жангир-хана. Кадыргали Жатири составил «Жамиг-ат-таурих» (сборник летописей) о династиях казахских биев. Жалаири был бием рода жалайыр, племянником хана Тауекеля, учителем и советником казахского султана Ораз-Мухаммеда. Свою книгу «Жалайыр» он подарил Борису Годунову в знак дружбы. Среди тюркских произведений, написанных арабским алфавитом - «Чингис-нама», «Бабур-нама», «Тимур-нама» и др. На персидском языке написана «Тарихи-Рашиди» Мухаммеда Хайдара, описывающая историю Могулистана и Кашгарии, историю создания Казахского ханства, развитие торговых и культурных связей между казахами и узбеками. В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал книгу «Тарихи Абильхаир- хан». Историю Южного и Западного Казахстана ХІП-ХІVвв., историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».
|