Ственном контакте, как в практической деятельности,
Так и в сфере мышления, в гораздо большей степени, Чем цивилизованный человек. Поскольку, как это можно Увидеть в тотемизме, магии и многих других обычаях, Ранние культ и обрядность тесно связаны с практиче- Скими интересами, так же как и с духовными, постольку Должна существовать сокровенная связь между соци- Альной организацией и религиозной верой. Это было Понятно уже пионеру религиозной антропологии Ро- Бертсону Смиту, чей вывод о том, что первобытная религия "была, no-существу, скорее, делом сообщества, чем индивидуумов", стал лейтмотивом современных ис- Следований. Согласно профессору Дюркгейму, самым Убедительным образом изложившему эту точку зрения, "религиозное" идентично "социальному", ибо "вообще- То... общество располагает всем, что необходимо для Пробуждения чувства Божественного в умах, благодаря Той силе, которая объединяет их, так как для своих Б. Малиновский. Магия, наука и религия Членов оно является тем же, чем является Бог для верующих"1. Профессор Дюркгейм приходит к этому Выводу, изучив тотемизм, который, по его мнению, яв- Ляется наиболее ранней формой религии. В данном слу- чае "тотемистический принцип", который тождествен мана и "Богу клана... не может быть не чем иным, как самим кланом"2. Эти необычные и кое в чем туманные выводы будут Позднее критиковаться, а также будет показано, что они, Несомненно, содержат в себе зерно истины и могут быть Весьма полезны. Фактически они принесли свои плоды, Оказав влияние на некоторые наиболее важные работы Не стыке классических гуманитарных наук и антрополо- Гии; упомянем только труды мисс Джейн Харрисон и М-ра Корнфорда. Третья значительная проблема, введенная в науку о Религии сэром Джеймсом Фрэзером, как отмечалось вы- Ше, затрагивает культы произрастания и плодородия. В "Золотой ветви", начинающейся с внушающего трепет Таинственного ритуала лесных божеств Неми, перед нами Предстает поразительное разнообразие магических и Религиозных культов, придуманных человеком для того, Чтобы стимулировать и регулировать оплодотворяющую Работу небес и земли, солнца и дождя. И у нас остается Впечатление, что ранняя религия наполнена силами ди- Кой жизни с ее юной красотой и незрелостью, с ее Богатством и мощью неистовства так, что и теперь она Вновь вызывает акты самопожертвования. Изучение "Золотой ветви" показывает, что для пер- Вобытного человека смерть главным образом означала Шаг к воскрешению, разрушение - стадию возрожде- Ния, осеннее изобилие и окончание зимы - прелюдию новой весны. Вдохновленные этими отрывками из "Золо- той ветви" многие авторы развили с гораздо большей Точностью и более полным анализом, чем сам Фрэзер, то, Что могло бы быть названо виталистическим взглядом на религию. Так, м-р Кроули в своем "Древе жизни", Арнольд Ван-Геннеп в "Обрядах перехода" и мисс Джейн Харрисон в нескольких работах представили свидетель- Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. P. 206. Ibid. Малиновский. Магия, наука и религия Ства того, что вера и культ возникают в кризисные моменты человеческого существования: "Важнейшие со- Бытия в жизни - рождение, юность, брак, смерть...- Именно на этих событиях главным образом сосредоточи- вается религия"3. Напряженное состояние инстинктив- Ной потребности, сильные эмоциональные переживания так или иначе ведут к культу и вере. "Искусство, а также религия проистекают из неутоленного желания"*. Как верно это отчасти неясное утверждение и сколь Преувеличенным оно покажется нам позднее. Я упоминаю здесь только о двух важных вкладах в Теорию первобытной религии, поскольку они остались в Стороне от главных интересов современной антрополо- Гии. Они соответственно затрагивают первобытную идею О едином Боге и место морали в первобытной религии. Удивительно, что антропологи так мало обращали и Обращают внимания на эти два вопроса. А не являются
|