Наука обнаруживают определенные черты сходства, и
Благодаря сэру Джеймсу Фрэзеру мы можем назвать Магию псевдонаукой. Псевдонаучный характер магии нетрудно выявить. Наука, даже представленная примитивными знаниями Дикого человека, базируется на нормальном всеобщем Опыте повседневной жизни, который приобретался в Борьбе человека с природой за свои существование и Безопасность, основывался на наблюдениях и фиксиро- Б. Малиновский. Магия, наука и религия Вался разумом. В основе магии лежат особые пережива- Ния эмоциональных состояний, в которых человек на- Блюдает не природу, а самого себя, в которых истина Постигается не разумом, а игрой эмоций. Наука основы- Вается на убеждении, что опыт, усердие и разум являют- Ся самодостаточными; магия - на вере, что надежда не Может не сбыться, а страстное желание - обмануть. Теория познания руководствуется логикой, а теория ма- Гии - ассоциацией идей, возникающих под влиянием Страстного желания. В самом деле, структура рацио- Нального знания и структура магических учений имеют Различные традиции, разную социальную природу и Предполагают разные типы деятельности. Все эти разли- чия ясно осознавались дикарями: одна образует сферу Профанного, другая, окружающая себя ритуалами, со- Ставляет значительную часть сферы сакрального. Магия и религия. Как магия, так и религия возникают И функционируют в ситуациях эмоционального стресса, Связанных с периодами жизненных кризисов, неудач в Делах, смертью, посвящением в тайны племени, несчаст- Ной любовью, невымещенной ненавистью. Магия и рели- Гия предлагают выход из таких ситуаций и тупиков, но Не практическим путем, а исключительно с помощью Ритуалов и веры в сверхъестественное. Область сверхъ- Естественного в религии включает веру в призраков, Духов, в примитивные предчувствия, привидения, в хра- Нителей племенных тайн, а в магии - в первозданную Силу и мощь самой магии. И магия, и религия основыва- Ются непосредственно на мифологической традиции, су- Ществуют в атмосфере чуда и постоянного проявления Их чудотворной силы. Они окружены запретами и риту- Алами, которые отличают их действа от действий в мире Профанного. В чем же различие магии и религии? Для начала возьмем наиболее явное и заметное отличие: внутри сферы сакрального мы определим магию как "приклад- ное искусство", состоящее из действий, которые являют- Ся только средством достижения определенной цели; Религию - как самодостаточные действа, имеющие цель В самих себе. Теперь мы можем углубить это различие. Прикладное искусство магии имеет ограниченные техни- ческие приемы: заклинание, ритуал и условия, в кото- В. Малиновский. Магия, наука и религия Рых действует маг, являются ее банальным триединст- Вом. Религия с ее комплексом сторон и целей не имеет Таких простых технических приемов, и ее единство про- Является не в форме религиозной деятельности и даже Не в единообразии ее предметного содержания, но скорее В функциях, которые она выполняет, и в ценности ее Учения и ритуала. Вера в магию в соответствии с ее явно Практической природой чрезвычайно проста. Она всегда Является утверждением человеческой силы, которая мо- Жет вызывать определенные явления путем заклинаний И ритуалов. В религии же перед нами предстает целост- ный сверхъестественный мир: пантеон духов и демонов, Благоприятных влияний и тотемов, духа-хранителя, Отца Всего племени; образ будущей жизни создает вторую Сверхъестественную реальность для первобытного чело- Века. Религиозная мифология так же более разнообразна И сложна, как и более креативна. Она обычно концентри- Руется вокруг различных догматов вероучения и разво- Рачивает в космогонии легенды о культурных героях, о Делах богов и полубогов. В магии же важная сама по себе Мифология является выражением вечной гордости за Достижения первобытного человека. Магия - особое искусство для достижения особых Целей, в каждой из своих форм некогда стала достояни- Ем человека и должна была непосредственно переда-
|