Ми, тем самым способствует своей стабильности и укреп-
Ляет свою власть. Следовательно, верования и практика, Окружающие традицию ореолом святости и накладываю- Щие на нее печать сверхъестественного, будут иметь Б. Малиновский. Магия, наука и религия "ценность, способствующую выживанию" для того типа Цивилизации, в котором они развились. Таким образом, мы можем обозначить основные функ- ции церемоний инициации: они являются ритуальным и Драматическим выражением высшей силы и ценности Традиции в первобытных обществах; они служат средст- Вом внедрения этой силы и ценности в сознание каждого Поколения и в то же время они являются чрезвычайно Эффективным средством передачи религиозных верова- Ний племени, поддержания непрерывности традиции и Сохранения племенной сплоченности. Но зададимся вопросом: какова связь между чисто Физиологическим фактом физической зрелости, который Прослеживается в этих церемониях, и их социальным и религиозным аспектами? Мы видим, что религия значит нечто большее, бесконечно большее, чем просто "сакра- лизация кризисных моментов жизни". Единственному Событию она придает социальную окраску, к факту фи- Зического созревания она добавляет широкое предста- Вление о вступлении в пору зрелости с вытекающими Отсюда обязанностями, преимуществами, ответственно- Стью, и прежде всего знанием традиций и общением с Сакральными вещами и сущностями. Таким образом, мы Видим наличие творческого элемента в ритуалах, имею- Щих религиозную природу. В данном случае действие Закрепляет не просто социальное событие в жизни инди- Вида, но и его духовные изменения; имея в своей основе Биологическое явление, они превосходят его по своей Важности и значимости. Инициация является типично религиозным действом; Мы можем отчетливо видеть, как церемония совпадает со Своей целью, как цель реализуется по завершении дей- Ствия. В то же время мы можем видеть, что функции Таких действий в обществе состоят в том, чтобы созда- Вать образ мыслей и социальные обычаи, которые имеют Огромную ценность для сообщества и его цивилизации. Другой тип религиозной церемонии - обряд бракосо- Четания. Он также имеет самоцель, которая подразуме- Вает установление сверхъестественной связи, добавляю- Щейся к изначально биологическому фактору - союзу Мужчины и женщины для партнерства в любви на протя- Жении всей жизни, их экономической общности, рожде- Б. Малиновский. Магия, наука и религия Ния и воспитания детей. Этот союз, моногамный брак, Всегда существовал в человеческом обществе - так учит Современная антропология, бросая вызов старым гипоте- зам о "промискуитете" и "групповом браке". Придавая Моногамному браку значимость и освящая его, религия Преподносит еще один дар человеческой культуре. И это Приводит нас к рассмотрению двух великих человече- ских потребностей: в продолжении рода и в пище. [...] ФУНКЦИЯ МАГИИ Магия и наука. [...] Теперь мы в состоянии более точно Установить отношение между магией и наукой, уже обо- Значенное выше. Магию сближает с наукой то, что она Всегда имеет определенную цель, тесно связанную с Человеческими инстинктами, потребностями и устремле- Ниями. Магическое искусство направлено на достижение Практических целей. Как и другие виды искусства и Ремесла, магия также руководствуется теорией, систе- Мой принципов, которые определяют то, как совершает- Ся действие с точки зрения его эффективности. Анализи- руя магические заклинания, обряды и их содержание, Мы обнаруживаем, что есть ряд общих принципов, кото- Рые управляют ими. И наука, и магия развивают специ- Альные технические приемы. В магии, как и в остальных Видах искусства, человек может уничтожать то, что им Сделано, или исправлять допущенные им ошибки. Фак- Тически в магии количественные соотношения черного и Белого кажутся гораздо более точными, а результат Колдовства гораздо более полно искореняется местными Колдунами, чем это возможно в любом из прикладных Видов искусства и ремесла. Таким образом, магия и
|