Поскольку трудно было не признать, что религия посте-
Пенно включила в свою сферу духов и призраков, тотемы И социальные события, смерть и жизнь, постольку она Становилась все более и более запутанной, охватывая Собой все и ничто. Она, конечно же, не может быть Определена через свой предмет в узком смысле, как "поклонение духам", "культ предков" или "культ приро- ды". Она включает в себя анимизм, аниматизм, тотемизм и фетишизм, но не сводится ни к одному из них. "Изм" в Определении религии у ее истоков неизбежен, ибо рели- Гия не цепляется за какой-то один объект или их сово- Купность, хотя случайно она может коснуться всего и Освятить все. Как мы видим, нельзя отождествлять ре- Лигию с обществом; не может нас также удовлетворить Туманный намек на то, что религия связана только с жизнью: ведь смерть, возможно, открывает глубокое понимание иного мира. Как "обращение к высшим си- лам" религия может быть отделена от магии, но не будет Определена в целом, хотя и эта точка зрения должна Быть несколько видоизменена и дополнена. Таким образом, проблема, стоящая перед нами,- по- Пытаться некоторым образом упорядочить факты. Это Позволило бы отчасти определить более точно характер Сферы сакрального и отличить ее от проданного. Это Также дало бы возможность установить отношения меж- Ду магией и религией. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЛИГИИ Лучше всего сначала обратиться к фактам и, чтобы не Сужать наш обзор, взять в качестве путеводного слова неясный и наиболее общий из терминов - "жизнь". На Самом же деле даже беглого знакомства с литературой По этнологии достаточно, чтобы убедиться, что в дей- Ствительности психологические фазы человеческой жиз- Малиновский. Магия, наука и религия Ни, и прежде всего такие переломные моменты, как Зачатие, беременность, рождение, половая зрелость, за- Мужество и смерть, формируют ядро бесчисленных ри- Туалов и верований. Например, верования, связанные с Зачатием, такие, как реинкарнация, вселение духа, ма- Гическое оплодотворение, существуют в той или иной Форме почти в каждом племени, часто они связаны с Ритуалами и обрядами. Во время беременности будущая Мать должна не нарушать определенных табу и совер- Шать некоторые церемонии. Иногда в них принимает Участие и ее муж. При рождении, до и после него совер- Шаются магические ритуалы, служащие предотвраще- Нию опасности и уничтожению колдовства, обряды очи- Щения, общинные празднества и представление ново- Рожденного высшим силам или сородичам. Позднее маль- Чики и гораздо реже девочки должны пройти зачастую Длительные обряды инициации, как правило, окружен- Ные ореолом таинственности и представляющие собой Тяжелые и неприятные испытания. Не углубляясь далее, мы можем увидеть, что даже Самое начало человеческой жизни окружено чрезвычай- Но сложным переплетением верований и ритуалов. Они Кажутся строго привязанными к какому-то важному со- Бытию в жизни, концентрируются вокруг него и окружа- Ют жесткой оболочкой формализма и ритуализма - но с какой целью? Поскольку мы не можем дать определения Культа и веры через их объекты, может быть, мы смо- Жем понять их функции. Более пристальное изучение фактов позволяет нам с Самого начала предварительно разбить их на две основ- Ные группы. Сравним обряд, совершаемый для отпугива- Ния смерти у колыбели ребенка, с другим типичным Обычаем - церемонией празднования рождения. Пер- Вый служит средством для достижения конечного ре- Зультата, он имеет определенное практическое назначе- Ние, которое известно всем, кто участвует в этом обряде, И сведения о его цели могут быть легко получены у Любого местного жителя. Обряд, совершаемый после рож- Дения, представление новорожденного или празднование этого события, не имеет определенной цели: он является Самоцелью. Это выражение чувств матери, отца, род- Ственников, всего сообщества, но нет события, которому Б. Малиновский. Магия, наука и религия Этот обряд служит предзнаменованием, т. е. вызывает Или предотвращает его. Эта разница будет для нас prima
|