Ваться родственникам из поколения в поколение. Поэто-
Му с древних времен она является уделом специалистов, А самой первой профессией было колдовство или знахар- Ство. Религия же в первобытных условиях была делом Всех, в ней каждый принимал активное и равное участие. Каждый член племени должен был пройти инициацию, а Затем сам инициировать других. Все оплакивают, скор- Бят, роют могилы и поминают умерших, а в положенное Время их тоже оплакивают и поминают. Духи существу- Ют для всех, и каждый становится духом. Единственная Специализация религии, а именно ранний спиритуали- Стический медиумизм, является не профессией, а лич- Ностным даром. Еще одно различие между магией и религией состоит В том, что колдовство есть игра черного и белого; религия На ранних стадиях своего развития обнаруживает незна- Чительную разницу между добром и злом, между благо- S В. Малиновский. Магия, наука и религия Творными и недоброжелательными силами. Это связано с Практическим характером магии, которая нацелена на Непосредственные количественные результаты, тогда как Ранняя религия является в сущности своей моральной, Имеет дело с роковыми, неизбежными событиями, со Сверхъестественными силами и сущностями, так что Уничтожение вещей, сотворенных человеком, не входит В ее сферу. Максима, согласно которой страх породил Богов, не является истиной в свете антропологии. Для того чтобы понять разницу между религией и Магией и отчетливо увидеть треугольное созвездие ма- Гии, религии и науки, остановимся кратко на культурной Функции каждой из них. Функция первобытного знания И его ценность уже были рассмотрены, и они не слишком Трудны для понимания. Давая человеку представления Об окружающем мире, позволяя ему использовать силы Природы, наука, первобытное знание дают ему огромное Биологическое преимущество, возвышают его над осталь- Ным миром. Функцию религии и ее ценность мы выявили Ранее в обзоре верований и культов дикарей. Мы показа- Ли, что религиозная вера утверждает, фиксирует и раз- Вивает все ценные духовные установки, такие, как ува- Жение к традиции, гармония с окружающей средой, Смелость и уверенность в борьбе с трудностями и перед Лицом смерти. Эта вера, воплощенная в культах и обря- Дах, обладает огромной биологической ценностью и от- Крывает первобытному человеку истину в ее широком, Прагматическом смысле слова. Какова же культурная функция магии? Мы видели, Что все инстинкты и эмоции, вся практическая деятель- Ность нередко ставят человека в безвыходные положе- Ния, когда пробелы в знаниях и ограниченность ранних Способностей к наблюдению и размышлению делают его Бессильным в самые критические моменты. Человече- Ский организм реагирует на это спонтанными взрывами, В которых зарождаются зачаточные модели поведения и Зачаточные верования. Магия фиксирует эти верования И рудиментарные ритуалы и придает им постоянные Традиционные формы. Таким образом, магия снабжает Первобытного человека набором готовых ритуальных дей- Ствий и верований, определенных духовных и практиче- Ских приемов, которые восполняют опасные пробелы в Б. Малиновский. Магия, наука и религия Знаниях и ограниченность возможностей в критической Ситуации. Магия дает возможность человеку уверенно решать Важные задачи, сохраняет его стабильность и духовную Целостность в порывах гнева, вспышках ненависти, му- Ках неразделенной любви, в отчаянии и тревоге. Назна- Чение магии - ритуализировать человеческий опти- Мизм, усиливать его веру в победу надежды над страхом. Магия выражает большую ценность для человека уве- Ренности по сравнению с сомнением, стойкости по срав- Нению с нерешительностью, оптимизма по сравнению с Пессимизмом. Глядя издалека и свысока, с позиций нашей ^развитой Цивилизации, легко увидеть всю незрелость и нелепость Магии. Но без ее силы и руководства первобытный чело- Век не смог бы ни преодолеть свои практические труд- Ности, ни подняться на более высокую ступень культуры. Этим можно объяснить повсеместное распространение
|