Ских состояний и тому подобных явлений. РазмышленияНад этими явлениями приводили первобытного филосо- Фа или теолога к идее о различии человеческой души и Тела. Для него становилось очевидным, что душа продол- Б. Малиновский. Магия, наука и религия Жает существовать и после смерти, ибо она является в Снах, возникает в памяти живущих, в их видениях и, Вероятно, оказывает влияние на человеческие судьбы. Так рождается вера в призраков и духов умерших, в Бессмертие и загробный мир. Но человек вообще, а пер- Вобытный человек в особенности, склонен представлять Внешний мир по своему образу и подобию. А поскольку Животные, растения и объекты окружающего мира дви- Жутся, действуют, совершают поступки, помогают чело- Веку или вредят ему, они также должны быть наделены Душами или духами. Таким образом, анимизм - филосо- Фия и религия первобытного человека - возник из на- Блюдений и заключений ошибочных, но понятных незре- Лому и наивному разуму. Воззрения Тайлора на первобытную религию, как бы Важны они ни были, основывались на достаточно ограни- Ченном количестве фактов, а первобытный человек пред- Ставлялся ему излишне созерцательным и разумным. Последние исследования в этой области показывают, что Дикаря больше занимали рыболовство и возделывание Растений, события, происходящие внутри племени, и Празднества, чем размышления о снах и видениях или объяснения "двойников" и каталептических припадков; К тому же обнаружено так много черт ранней религии, Которые, по всей видимости, выходят за рамки тайло- Ровской схемы анимизма. Более широкие и углубленные взгляды современной Антропологии находят самое адекватное выражение в Строго научных и вдохновенных работах сэра Джеймса Фрэзера. В них он излагает три основные проблемы Первобытной религии, которыми занимается современ- ная антропология: магия и ее отношение к религии и Науке; тотемизм и социологический аспект ранних веро- Ваний; культы произрастания и плодородия. Сейчас было Бы самым лучшим вернуться к обсуждению этих про- Блем. "Золотая ветвь" Дж. Фрэзера - грандиозное описа- Ние первобытной магии - отчетливо показывает, что Анимизм не является ни единственной, ни даже домини- Рующей верой в первобытном культе. Древний человек Стремился управлять силами природы прежде всего в Практических целях; и он делал это непосредственно при Б. Малиновский. Магия, наука и религия Помощи обрядов и заклинаний, подчиняя своей воле Ветер и погоду, животных и растения. Лишь гораздо Позже, обнаружив ограниченность своей магической Силы, со страхом или с надеждой, с мольбой или с Пренебрежением, обращается он к высшим сущностям - Демонам, духам предков или богам. В этом различии Между непосредственным воздействием на природу, с Одной стороны, и умилостивлением высших сил - с Другой, сэр Джеймс Фрэзер видит различие между ре- Лигией и магией. Магия, основывающаяся на убежден- Ности человека в том, что он может непосредственно Воздействовать на природу, если только узнает магиче- Ские законы, управляющие ею, сродни науке. Религия, Основанная на признании человеком своей слабости в Определенных случаях, поднимает его над уровнем ма- Гии, а позднее утверждает свою независимость наряду с Наукой, в столкновении с которой магия должна погиб- Нуть. Эта теория магии и религии послужила отправной Точкой для большинства современных исследований по Данной проблематике. Профессор Прейсс в Германии, Доктор Маретт в Англии, доктор Юбер и доктор Мосс во Франции независимо друг от друга излагают свои взгля- Ды, отчасти критикуя Фрэзера, отчасти придерживаясь Его линии исследования. Эти авторы подчеркивают, что, Будучи внешне схожими, наука и магия тем не менее Радикально отличаются друг от друга. Наука рождается Из опыта, магия создается традицией. Наука руковод- Ствуется разумом и корректируется наблюдением; ма- Гия, неподвластная им, существует в атмосфере мисти- Цизма. Наука открыта, она служит благу всего общества; Магия сокровенна, ею овладевают путем таинств посвя-
|