Facie5 магии от религии. В то время как в магическом
Действе лежащие в основе его идея и цель всегда ясны, Четки и определенны, в религиозной церемонии нет на- Правленности на последующие события. Только социо- Лог может установить функции, социологический raison d'etre6 действия. Туземец всегда может назвать цель Магического ритуала, но о религиозной церемонии ска- Жет, что она совершается потому, что таков обычай, или Потому, что так предписано, либо сошлется на соответ- Ствующий миф. Чтобы лучше понять природу первобытных религиоз- Ных церемоний и их функций, рассмотрим церемонии Инициации. При всем своем многообразии они обнаружи- Вают сходные черты. Так, новички должны пройти более Или менее длительный период уединения и подготовки. Затем наступает период совершения инициации - обря- Да, во время которого юноша, пройдя через ряд испыта- ний, наконец, подвергается телесному повреждению: в самом мягком варианте это легкий надрез или вырыва- Ние зуба; в более суровом - обрезание или действитель- Но жестокая и ужасная операция субинцизии, практику- Емая у некоторых австралийских племен. Испытание Обычно связано с идеей смерти и возрождения посвяща- Емого и иногда разыгрывается в виде мистического пред- Ставления. Но кроме испытания существует и другая, Менее заметная и драматическая, но в действительности более важная сторона обряда инициации: систематиче- Ское ознакомление молодежи с сакральными мифами и Традициями, постепенное посвящение в племенные тай- Ны и ознакомление со священными объектами. Существует поверье, что испытание и посвящение в Таинства установлены одним или несколькими легендар- Ными предками, или культурными героями, или Высшим Существом, обладающим сверхчеловеческим характером. Иногда говорят, что оно проглатывает юношей или уби- Вает их, а затем возвращает их обратно уже полностью Прошедшими инициацию. Его голос имитируется ревом Главное отличие (лат.).- Примеч. перев. Смысл (фр.).- Примеч. перев. Б. Малиновский. Магия, наука и религия Быков, чтобы внушить трепет непосвященным женщи- Нам и детям. Благодаря этим идеям обряд инициации Якобы связывает новообращенных с высшими силами и Личностями, такими, как духи-хранители и божества- Покровители северо-американских индейцев, Отец всех Племен некоторых австралийских аборигенов, мифологи- Ческие герои Меланезии и других частей мира. Этот Третий основополагающий элемент помимо испытания и Обучения традициям представляет собой ритуалы вступ- Ления в пору зрелости. Какова же социологическая функция этих обрядов, их роль в утверждении и прогрессе цивилизации? Как мы Уже видели, юноша соприкасается в них со священными Традициями, проходя очень волнующую подготовку и Испытание с санкции сверхъестественного существа, свет Племенного откровения озаряет его через преодоление Страха лишений и физической боли. В первобытных условиях традиция имеет высшую Ценность для сообщества, ибо нет ничего более важного Для его сохранения и сплочения его членов. Порядок и Цивилизация могут поддерживаться только благодаря Строгой приверженности религиозным верованиям и зна- Ниям, полученным от предыдущих поколений. Всякая Небрежность в этом деле ослабляет сплоченность группы И подвергает опасности ее культуру вплоть до угрозы Самому ее существованию. Человек пока не открыл столь Сложного аппарата современной науки, который смог бы Обеспечить в наши дни фиксацию результатов опыта в Вечных образцах, проверять их в любое время, постепен- Но придавать им более адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знания, которыми Обладал первобытный человек, его общественный строй, Обряды и верования являются бесценным результатом Противоречивого опыта его предков, за который заплаче- На непомерная цена и который должен быть сохранен в Любом случае. Таким образом, из всех качеств человека Верность традиции является наиболее важным, и обще- Ство, которое провозглашает свои традиции священны-
|