Студопедия — Науки для гуманитария
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Науки для гуманитария






 

ТЕПЕРЬ нам остается более точно определить, почему и ка­ким образом антропология, в ряду прочих общественных наук, может претендовать на непосредственное участие в со­здании научного подхода в изучении человека. Для начала хотелось бы сказать, что научный подход — не единствен­ный, по-видимому, источник вдохновения и интереса в гу­манитарной области. Моральная или философская точки зрения; эстетическое, филологическое или теологическое вдохновение; желание больше узнать о прошлом, потому что прошлое взывает к нашим чувствам, а уж это нет нужды до­казывать и невозможно отрицать, — вот основополагающие мотивы гуманитарных исследований. При этом наука совер­шенно необходима, по крайней мере, в качестве инструмен­та, как средство достижения цели.

Я постараюсь показать, что подлинно научный метод был всегда в той или иной мере присущ работам по истории, составлению хроник, доказательной части юриспруденции, эко­номики и лингвистики. Не бывает описания, полностью лишенного теории. Чем бы вы ни занимались - реконструированием исторических событий, полевыми исследованиями в племени дикарей или в цивилизованном сообществе, анализом статистики, или умозаключениями, основанными на изучении археологического памятника или находки, относящейся к доисторическому прошлому, - в любом случае каждый ваш вывод и каждый аргумент должен быть выражен в словах, а значит, в понятиях. Всякое же понятие, в свою очередь, является результатом некоторой теории, предполагающей, что одни факты бывают значимыми, а другие - случайными и при-

 

внесенными, что некоторые факторы определяют ход событий, а иные - лишь побочные эпизоды, и что на то, что событие происходит так, а не иначе, влияют отдельные личности, массы людей или материальные силы природы. Навязшее в зубах различение номотетических и идиографических дисциплин - философская уловка, которая давно должна была обратиться в ничто в результате простого размышления над тем, что такое наблюдение или реконструкция исторического факта. Трудности возникают здесь только потому, что боль­шая часть принципов, обобщений и теорий в исторической ре­конструкции не были выражены в явном виде и носили харак­тер интуитивный, а не систематический. Обыкновенный исто­рик и многие антропологи изрядную долю своей энергии тео­ретизирования и эпистемологического досуга тратят на опро­вержение представления о естественном научно устанавлива­емом законе в культурном процессе, возводя непроницаемые перегородки между гуманитарными и естественными науками и утверждая, что историк или антрополог способен вызывать в воображении картины прошлого при помощи особого рода озарения, интуитивного проникновения и откровения, короче, что он может полагаться на божью милость вместо системы методов добросовестной научной работы.

Какое бы определение мы ни дали слову «наука» в рамках конкретной философской или эпистемологической системы, ясно, что наука начинается с использования прошлого наблю­дения для предсказания будущего. В этом смысле дух и дело науки должны были присутствовать в разумном поведении человека уже в самом начале долгого пути создания и разви­тия культуры. Возьмите для примера любое примитивное ре­месло, одно из тех, с которых, вероятно, и начиналась культу­ра, и которые ныне в развитой и преображенной форме стоят все на тех же основаниях: искусство добывания огня, изготов­ления деревянных и каменных орудий, строительства про­стейших убежищ или обустройства пещер под жилища. Что мы должны предположить относительно разумного поведе­ния человека, постоянного включения форм этого разумного поведения в традицию и верности каждого поколения традиционному знанию, унаследованному от предков?

Идиографический подход предполагает тщательное описание материа­ла, номотетический - поиск и установление общих закономерностей. (Здесь и далее цифрой обозначены примечания переводчика.)

 

Одно из простейших и самых фундаментальных реме­сел — добывание огня. Здесь, одновременно с умением ре­месленника, мы обнаруживаем и определенную научную те­орию, воплощенную в каждом действии, а следовательно, и в племенной традиции. Такая традиция должна была в об­щем, абстрактном виде определить материал и форму двух видов используемой древесины. Традиция же должна обоз­начить принципы построения действия, тип мускульных движений, их скорость, способы удержания искры и питания пламени горючим материалом. Эта традиция жила не в кни­гах и не была в явном виде сформулирована как физическая теория. Но в ней были заключены два элемента: педагогиче­ский и теоретический. Во-первых, прежде всего традиция была воплощена в двигательных навыках рук каждого поко­ления, которая на личном примере и в процессе обучения пе­редавалась подрастающим членам общества. Во-вторых, ка­ким бы средством выражения ни пользовался примитивный символизм — это могли быть словесное сообщение, вырази­тельный жест или определенное действие с предметами, — этот символизм должен был работать, и я сам наблюдал это в моих полевых исследованиях. Мы вынуждены сделать вы­вод, что это так, потому что достичь результата, а именно за­жечь огонь, было бы невозможно, не выполнив необходимых и достаточных условий, касавшихся материала и процедуры. Хотелось бы добавить, что примитивное знание включа­ет в себя еще один фактор. Когда мы изучаем сегодняшних дикарей, которые добывают огонь трением, изготавливают каменные орудия и строят простейшие убежища, их разум­ное поведение, верность теоретическим принципам, лежа­щим в основе совершаемых действий, и техническая акку­ратность - мы можем наблюдать, что все это определяется осмысленной целью деятельности. Эта цель представляет собой некоторую ценность в их культуре. Они ценят ее, по­тому что она удовлетворяет одну из их жизненных потреб­ностей Это предпосылка их выживания. Между тем таким ценностным значением постоянно пронизаны в равной сте­пени как двигательные навыки рук, так и теоретическое зна­ние Научное отношение к миру, воплощенное во всей при­митивной технологии, а также в экономической и социальной организации, являющее собой опору на прошлый опыт с рас­четом на будущий результат, является интегрирующим фак­тором, который, как следует предположить, работал с самого

 

начала человечества, с тех самых пор, когда этот животный вид начал свое движение вперед в качестве homo sapiens, homo faber и homo politicus. Исчезни это научное отношение и его высокий статус хотя бы в одном поколении первобыт­ного сообщества, и такое сообщество либо вернулось бы об­ратно к животному состоянию, либо, что более вероятно, прекратило бы существование.

Таким образом, примитивный человек, пользуясь науч­ным подходом, должен был вычленить в изначальном набо­ре факторов окружающей среды, случайных адаптации и чувственных данных значимые и воплотить их в системах отношений и определяющих факторов. Конечной целью, по­буждающей к этому, было прежде всего биологическое вы­живание. Огонь необходим для тепла и приготовления пи­щи, обеспечения безопасности и освещения. Каменные ору­дия, изделия и постройки из дерева, циновки и сосуды дол­жны были изготовляться с целью выживания человека. Все виды производительной деятельности были основаны на не­которой теории, в рамках которой определялись значимые факторы, правильность же теории высоко ценилась, а пред­видение результата основывалось на четко сформулирован­ных полученных по прошлому опыту данных.

Главное, что я пытаюсь сейчас обосновать, даже не то, что у примитивного человека была своя наука, а, скорее, то, что, во-первых, научное отношение к миру так же старо, как са­ма культура, и, во-вторых, что минимальное определение науки выводимо из любого действия, прагматически на­правленного на достижение результата. Если бы мы взялись проверить наши выводы о природе науки, сделанные в ходе анализа открытий, изобретений и теорий примитивного че­ловека, сопоставив эти открытия с прогрессом в физике вре­мен Коперника, Галилея, Ньютона или Фарадея, мы обнару­жили бы те же самые признаки, отграничивающие науку от других видов мыслительной и поведенческой деятельности человека. И здесь, и там мы находим вычленение реальных и релевантных факторов в некотором данном процессе. Ре­альность и релевантность этих факторов вскрывается в на­блюдении или в эксперименте, который устанавливает их устойчивое повторение. Постоянная проверка истинности опытом, а также оригинальное обоснование теории, очевид­но, относятся к самой сути науки. Теория, которая оказыва­ется ошибочной, должна быть исправлена, если обнаружено,

 

почему она ошибочна. Следовательно, необходимо непрек­ращающееся перекрестное оплодотворение опыта и теоре­тических принципов. В действительности наука начинается там, где общие принципы должны подвергнуться проверке фактами, и где в человеческой деятельности практические вопросы и теоретические отношения релевантных факторов используются для манипуляции реальностью. Следователь­но, минимальное определение науки неизменно подразуме­вает существование общих законов, поля эксперимента или наблюдения, а также не в последнюю очередь проверку ака­демических рассуждений практическим применением.

И вот как раз здесь антропология может застолбить свой участок. В данной работе по ряду причин все пути теории должны сойтись на культуре, то есть на центральном пред­мете самого широкого контекста всех гуманитарных изыска­ний. Между тем антропология, особенно в своих современ­ных проявлениях, записывает себе в актив тот факт, что большинство ее служителей занимаются полевой этногра­фической работой, а значит, эмпирическими исследования­ми. Антропология, возможно, была той первой обществен­ной наукой, которая вместе с теоретическим семинаром основала лабораторию. Этнолог изучает реалии культуры в огромном разнообразии условий природной, среды, этни­ческих и психологических ситуаций. Он должен одновре­менно владеть навыками наблюдения, то есть полевой рабо­ты этнографа, и быть специалистом в теории культуры. Ра­ботая в поле и занимаясь сравнительным анализом культур, он понимает, что каждая из этих сфер деятельности имеет значение только в связи с другой. Наблюдение предполага­ет отбор, классификацию, вычленение элементов на основе теории. Построение теории предполагает подведение итога прошлых наблюдений и предсказание эмпирического под­тверждения или опровержения решений, которые предло­жены для поставленных теоретических проблем.

Таким образом, в терминах исторического исследования, антрополог одновременно и сам себе хронист, и пользова­тель источников, которые сам же создает. В терминах совре­менной социологии, этнолог, в принципе, способен воспри­нять разные культуры как целое и наблюдать их лично в единстве их проявлений, сквозь призму своей простой уз­кой задачи. Тем самым он дает импульс действительно науч­ным тенденциям в современной социологии, вдохновляет

скорее анализ современных явлений культуры и непосредст­венное наблюдение, а не аподиктические откровения учено­го, сидящего в кресле-качалке. В терминах юриспруденции, экономики, политологии и теории религии, антрополог ин­дуктивно разрабатывает широчайший пласт материала для проведения параллелей и различий.

Поэтому обсуждать, почему научный подход к изучению человека оказывается вкладом нынешней и будущей антро­пологии в гуманитарные науки в целом, — вовсе не столь пу­стое и самонадеянное занятие, как могло бы показаться на первый взгляд. Нам нужна теория культуры, ее процессов и продуктов, ее специфического детерминизма, ее связи с ос­новными положениями человеческой психологии и с орга­ническими феноменами тела человека, устанавливающая зависимость общества от окружающей среды. Такая теория ни в коей мере не является монополией антрополога. Одна­ко ему предстоит внести особый вклад в эту теорию, кото­рый, возможно, подвиг бы на соответствующие свершения эмпирически мыслящих историков, социологов, психологов и исследователей специфических типов деятельности — юридической, экономической или образовательной.

Эта несколько педантская дискуссия о степени научно­сти в социальных исследованиях не нуждается в оправда­нии. Несомненно, теперешний кризис нашей цивилизации совпал по времени с головокружительными достижениями в точных и прикладных физике и химии, в материалистиче­ской теории и инженерном деле. Но мы не питаем ни веры, ни уважения к выводам гуманитарных наук и истинности социологических теорий. Сегодня нам требуется восстано­вить нарушенный баланс между гипертрофированным вли­янием естественных наук и их приложений, с одной сторо­ны, и отсталостью общественных наук, которой сопутствует непреходящая импотенция социальной инженерии, — с дру­гой. Беспечное легкомыслие многих гуманитариев в том, что касается научности их занятий, не только производит жалкое впечатление с эпистемологической точки зрения, но и в некотором прагматическом смысле просто аморально. История и социология наряду с экономикой и юридически­ми науками должны сознательно и тщательно закладывать собственные основания на прочном фундаменте научного метода. Общественные науки должны развиваться в интел­лектуальную силу, служащую для контроля над силой

физической. Пусть гуманитарное изучение человека всегда будет содержать элемент искусства, сочувствия и этиче­ской оценки. Но ведь сама суть этических принципов тре­бует их убедительности, а это может быть достигнуто, толь­ко если принцип столь же следует фактам, сколь определяет чувства.

Другая причина, почему я столь пространно останавли­ваюсь на минимально необходимом определении научности, состоит в том, что в такой совершенно новой области иссле­дования, как изучение культуры, опасной ошибкой может стать заимствование методов у любой из уже устоявшихся дисциплин. Сравнения с организмом и метафора механизма, вера в то, что подсчет и измерение проводит границу между досужей беседой и наукой, — все эти и еще многие другие уловки, заимствованные у других дисциплин, нанесли со­циологии больше вреда, чем пользы. Наше минимально не­обходимое определение подразумевает, что первая задача любой науки — определить свой собственный законный предмет исследования. Науке приходится прибегать к мето­дам точного отождествления, к вычленению релевантных факторов процесса. А это не что иное, как установление обобщающих законов и понятий, такие законы воплощаю­щих. Конечно, это предполагает, что каждый теоретический принцип всегда должен быть переводим в определенный ме­тод наблюдения, а в наблюдении мы должны тщательно сле­довать схеме нашего концептуального анализа. И, наконец, во всем этом неизменным источником поправок в теорети­ческие построения служит импульс от решения практиче­ских задач, на законном основании принадлежащих антро­пологии, — задач колониальной политики, миссионерской работы, трудностей межкультурного контакта и переноса реалий из одной культуры в другую.

Глава 3 Понятия и методы антропологии

ДАЖЕ краткое изложение истории достижений антрополо­гии было бы неуместно в этом очерке. Серьезный и полный отчет обо всех антропологах, их исследованиях и теориях, касающихся экзотических народов и диковинных культур,

еще не написан*. Нет сомнений, что, если когда-нибудь бу­дет сделан обзор трудов Геродота и Тацита, записок Марко Поло, португальских и испанских путешественников, отче­тов первопроходцев и миссионеров семнадцатого и восем­надцатого веков, то автор подобного исторического очерка откроет публике множество потрясающих воображение ис­точников, которые сумеют вдохновить и ученых, и любите­лей древностей. Стоит отдельно упомянуть влияние этого расширившегося горизонта человековедения на некоторых из французских энциклопедистов.

Записи Бугенвиля и ряда французских иезуитов связаны с теорией «благородного дикаря», они вдохновили Руссо и Монтескье, в трудах которых просматриваются два источ­ника этого антропологического вдохновения: принятие при­митивного образа жизни в качестве образца для человека цивилизованного, а также критика цивилизации путем про­ведения параллелей с жизнью дикарей. Здесь же мы нахо­дим и вполне научный подход к пониманию культуры как целого посредством сравнения ее вариантов. Монтескье и Оливер Голдсмит, возможно, первыми попытались крити­чески осмыслить окружающую их культуру, сравнивая ее с культурами экзотическими2.

Современная антропология начиналась с эволюционной теории. Это было обусловлено огромным успехом дарви­новской интерпретации развития биологических видов и желанием связать воедино доисторические находки и эт­нографические данные. В настоящий момент эволюционизм несколько вышел из моды. Тем не менее его основные по­сылки не только не опровергнуты, но и продолжают слу­жить как полевому этнографу, так и теоретику. Может быть, следует более прозаически и научно подходить к понятию истоков развития, но наше желание проследить вплоть до

 

* Книга А. С. Haddon. History of Anthropology (London, 1934) отличает­ся краткостью, но лучшая из до сих пор написанных. Более полная книга Т. К. Penniman. A Hundred Years of Anthropology (London, 1935) не вызывает особого энтузиазма. Работа R. H. Lowie. The History of Ethnological Theory (New York, 1938) занятна, написана живым язы­ком, ее автор не скрывает своих пристрастий, хотя иногда упускает суть дела. (Прим. автора; здесь и далее авторские примечания обозна­чены звездочками.)

Имеются в виду «Персидские письма» Монтескье и «Гражданин ми­ра» Голдсмита.

простейших начальных форм каждое проявление жизни че­ловека остается столь же законным и необходимым для пол­ного понимания культуры, как и во времена Буше де Перта и Дж. К. Причарда. Я думаю, что в конце концов мы согла­симся с мнением, что исток развития является не чем иным, как сущностной природой некоторого общественного инс­титута, такого как брак или нация, семья или государство, религиозное братство или колдовство.

Понятие стадии развития настолько же обоснованно, на­сколько и понятие истока. Однако сегодня в любых эволю­ционных схемах с последовательными слоями стадий разви­тия нам следует либо искать самый общий смысл, либо счи­тать их справедливыми только для определенного района и для определенных условий. Общий же принцип эволю­ционного анализа тем не менее остался неизменным. Одни формы явно предшествуют другим; этапы развития техно­логии, зафиксированные в терминах «каменный век», «бронзовый век» и «железный век», уровни клановой или племенной организации, или небольших групп, разбросан­ных по обширной территории, в противопоставлении город­ским и полугородским поселениям, — все это должно быть рассмотрено с эволюционной точки зрения в любом здравом описании той или иной культуры, а равно и в любой попыт­ке сравнительного теоретического осмысления или сопоста­вительного анализа данных.

Эволюционизм временно затмили активно пошедшие в атаку крайние диффузионистские и так называемые «исто­рические» школы. Я бы отослал читателя к статье А. А. Голь­денвейзера в «Энциклопедии Общественных наук»3, где изложен взвешенный взгляд на этот предмет. Сегодня эво­люционизм принят в качестве антропологического кредо в Советском Союзе, но в такой форме он, разумеется, пере­стает быть научным; в Соединенных Штатах эволюционизм в рациональной форме был вновь возрожден к жизни моло­дыми учеными, особенно следует упомянуть имена А. Лес­тера и Л. Уайта.

Другая доминирующая тенденция классической антро-юлогии всячески подчеркивала значение диффузии, то;сть процесса принятия или заимствования одной культу->ой из другой разного рода приспособлений, орудий, обще-

 

Encyclopaedia of the Social Sciences. New York, Macmillan.

ственных институтов и верований. Диффузия как культур­ный процесс так же реальна и неопровержима, как и эво­люция. Кажется очевидным, что нельзя провести грани между этими двумя процессами. Однако приверженцы обеих этих школ, несмотря на свое непримиримое и даже враждебное друг к другу отношение, увидели проблему развития культуры под разными углами и внесли в ее ре­шение свою лепту независимо друг от друга. Действитель­ная заслуга диффузионистской школы состоит в ее боль­шей конкретности, более полном историзме и, прежде все­го, в осознании влияния на культуру факторов окружаю­щей среды и географического фактора. И в работах Ритте-ра, и у Ратцеля, которых можно, наверное, назвать пионе­рами этого движения, мы находим поправки к предшеству­ющему эволюционизму, состоящие в рассмотрении исто­рических процессов в данном географическом контексте. Эта антропогеографическая точка зрения означает, что каждая культура рассматривается внутри ее природного окружения. Кроме того, в качестве метода такой подход требует соотнесения проблем культуры с картой культур, в частности с картой распределения компонентов культу­ры. Такой сдвиг в подходе сослужил антропологии боль­шую службу, а ведь наука всегда выигрывает, переходя к новой системе определяющих факторов.

Разлом, пролегающий между эволюционизмом и диффу-зионизмом, — а каждое из движений включало в себя, разу­меется, и ряд более частных школ и разноречивых мнений — до сих пор представляется главной разделительной линией в том, что касается метода и концептуального аппарата. К этим двум направлениям сегодня иногда прибавляют функциональную школу, ответственность за появление ко­торой, как часто считают, несет автор этих строк. На деле же при ближайшем рассмотрении можно выявить гораздо большее разнообразие тенденций, теорий и методов, каж­дый из которых характеризуется своим основным принци­пом интерпретации и обладает специфическим подходом, в понимании культурного процесса или его результатов. В каждом из этих методов имеется свой собственный набор «интеллектуальных ящичков», которые предназначены для «раскладывания» материалов полевой работы. Так, есть сравнительный метод, следуя которому ученый в первую очередь заинтересован в сборе обширных документальных

свидетельств из разных культур, вроде того, что мы видим в «Золотой Ветви» Фрэзера, в «Первобытной культуре» Тайлора или в томах Вестермарка, посвященных браку и морали4. В таких работах авторы прежде всего стремятся раскрыть сущность анималистических верований или ма­гического обряда, принадлежащих определенной фазе раз­вития человеческой культуры или определенному типу об­щественной организации. По всей видимости, этот подход в целом предполагает, что сравниваемые реалии заранее определены действительно научным образом. Если мы не составим исчерпывающих списков реально сопоставимых явлений и позволим себе прельститься поверхностным сходством и ложной аналогией, то вся огромная работа мо­жет окончиться некорректными выводами. Напомним, что метод сравнения должен всегда оставаться основой для всякого обобщения, для вывода любого теоретического принципа или универсального закона, применимого к на­шему материалу.

Другой эпистемологический прием, который иногда при­меняется в чистом виде, а иногда напрочь отвергается, — это психологическое истолкование обычая, верования или идеи. Так, например, психологичны данное Тайлором «минималь­ное определение» религии и в целом его теоретическая кон­цепция анимизма как сущности первобытной веры и фило­софии. Многие авторы — Вундт и Кроули, Вестермарк и Лэнг, Фрэзер и Фрейд — подходили к таким фундамен­тальным проблемам, как происхождение магии и религии, морали и тотемизма, табу и маны5, предлагая исключитель­но психологические решения. Временами такой мыслитель, философствуя в собственном кресле и выражая свои мысли соответствующими его комфортному положению категори­ями, просто-напросто мысленно воспроизводит то, что пер­вобытный человек мог или должен был думать и чувство­вать в определенных условиях, и представляет себе, как из этих мыслей или чувств выкристаллизовались обычай,

4 Имеется в виду «История человеческого брака» («The History of Human Marriage». L., 1891).

5 Мана — термин, изначально использовавшийся в этнографии Полинезии, а затем более широко — для обозначения духовной энергии, которая, по туземным представлениям, проявляется в явлениях природы, поведении людей и т. д.

верование или определенная форма поведения. Великий шот­ландский ученый У. Робертсон Смит был, возможно, пер­вым, кто настаивал на необходимости социологического контекста во всех дискуссиях, касавшихся не просто органи­зации группы людей, а обряда, ритуала и мифа. Его последо­вателем стал виднейший французский антрополог и соц­иолог Эмиль Дюркгейм, разработавший одну из самых полных и самых вдохновенных систем в социологии. Эта систе­ма, впрочем, страдает от некоторых метафизических пред­убеждений и, прежде всего, от полного отрицания не только чисто интроспективных психологических выводов, но и во­обще всякой отсылки к биологической основе поведения че­ловека. Однако во многих отношениях Дюркгейма можно считать представителем одной из наиболее здравых тенден­ций в современной антропологии, которая нацелена на пол­ностью научное понимание культуры как специфического феномена.

Нужно упомянуть еще некоторые течения. Слова «исто­рия» и «исторический» часто встречаются в этом очерке. Я пользуюсь ими для описания любых процессов или разви­тия культуры в целом, которые можно более или менее удовлетворительно реконструировать или следует принять в качестве рабочей гипотезы. Но для того, чтобы некий исто­рический процесс стал действительно значим для объясне­ния или анализа, необходимо для начала доказать, что мы связываем на оси временных координат сопоставимые явле­ния. Если бы было возможно проследить изменения в се-мейно-хозяйственном укладе внутри некой европейской культуры на протяжении почти пяти столетий и если бы, к тому же, можно было показать, как происходили эти изме­нения на каждой стадии и чем они определялись, тогда бы мы, несомненно, могли сказать, что стоим на научно-истори­ческих позициях. Однако даже в пределах истории, отра­женной в хрониках, данные, которые позволили бы нам ре­конструировать подлинно научную историю, весьма скудны и в лучшем случае приводят к таким компетентным и мно­гое проясняющим, но лишь частичным реконструкциям, как те, что мы находим в работах Тэна, Лампрехта или Макса Вебера. И опять же, как это было отмечено в нашей критике сравнительного метода и диффузионизма, ценность резуль­татов зависит здесь от того, насколько действительно науч­ным является определение того социального института,

развитие которого мы прослеживаем. В антропологическом дисциплинарном жаргоне терминам «история» и «истори­ческий», насколько я могу судить, никогда не было дано удовлетворительного определения.

Некоторые подходы в области теоретической антрополо­гии родились в пыли и беспорядке этнографического музея. Плоды в результате получились небезвредные. Как мы уви­дим, материальные объекты играют в культуре очень специ­фическую роль. И брать артефакт в качестве модели элемен­та культуры чрезвычайно опасно. Главная критика концеп­ции культурных кругов (Kulturkreislehre) направлена против того, чтобы физическая форма артефакта принималась за ос­новной и исключительный показатель культурной иденти­фикации. Диффузионизм, по большей части под влиянием некоторых музейных кротов вроде Гребнера и Анкермана, на­прямую инспирирован плохо классифицированными и не­верно идентифицированными экспонатами, сваленными в кучу в витринах и в подвалах какого-нибудь старинного здания. Поскольку же основой диффузионизма должна быть точная идентификация культурных реалий, спроецирован­ная на географическую карту, ошибочные идентификации по известным критериям формы и количества сильно навредили здоровому развитию этой в остальном принципиально при­емлемой тенденции в антропологии.

В чем-то близким идеям, инспирированным мертвыми предметами из музейных коллекций, оказался импульс, идущий от археологии и исследований доисторической эпо­хи. Здесь сам контекст постановки проблемы — ее связь с геологической стратификацией, а также тот факт, что ма­териальные следы не сводятся к артефактам, а включают в себя и останки людей, свидетельствующие об их жизни или смерти, — все это придавало влиянию археологии сти­мулирующий и фокусирующий на научной проблеме харак­тер. Это касается принципов, на основе которых археолог может реконструировать культурное целое, исходя из част­ных останков или следов жизни человека. В самом деле, в целом метод проведения параллелей между объектами, описанными этнографом, и доисторическими находками оказался перспективен и плодотворен, особенно в той мере, в какой и археолог, и этнограф заинтересованы в установле­нии закономерностей культурных процессов и их результа­тов, позволяющих бы связать артефакт с определенной тех-

никой, технику — с определенным видом хозяйственной де­ятельности, а вид хозяйственной деятельности — с некото­рой жизненной потребностью человека или группы людей. Американской археологии, особенно археологии юго-запад­ного региона, имеющей дело с материальными останками, связанными со все еще существующими культурами, доста­лось более благодатное поле деятельности, и она очень удач­но этим воспользовалась, о чем свидетельствуют блестящие работы Банделье и менее отдаленные от нас во времени тру­ды Гладуина и Хори6.

Совсем недавно психоаналитическая школа привнесла в изучение человека особую, хотя, быть может, и односто­роннюю, но важную точку зрения. Возможно, антрополог довольно сдержанно относится к понятиям «бессознатель­ное», «либидо», «кастрационный комплекс» или к мотиву «возвращения в материнскую утробу». Реальный вклад психоанализа — его убеждение в том, что мысленные, а зна­чит и общественные, установки формируются на протяже­нии раннего детства, в контексте домашнего обихода, благо­даря таким культурным влияниям, как обучение и роди­тельская власть, а также на основании первичных побужде­ний, относящихся к половому инстинкту, питанию и исп­ражнению. Зигмунд Фрейд в какой-то степени добился ус­пеха в снятии в нашей культуре табу на разнообразные «не­приличности», так что теперь всякий, кто пользуется пси­хоаналитическим жаргоном, может обсуждать любые воп­росы, связанные с телесным низом, прежде неприемлемые не только в светской гостиной, но и в академической ауди­тории. Совсем недавно в американской ветви психоанали­тического сообщества развилось направление, подчеркива­ющее — чтобы не сказать выпячивающее — культурные влияния на формирование психики, что обещает плодо­творное сотрудничество между антропологией и наукой о бессознательном*. Мое убеждение в перспективности этого сотрудничества связано с тем фактом, что психоана-

6 Возможно, Малиновский имеет в виду работы Bandelier, Adolph Fran­cis. An archeological reconnaissance into Mexico. Boston, 1884; The Islands of Titicaca and Koati. N.Y., 1910; Gladwin, Harold Sterling. Excavation at Casa Grande, Arizona. L.A., 1928; Haury, Emil W. The stra­tigraphy and archaeology of Ventana Cave. Arizona. L.A., 1928. * Ср. недавнюю книгу Кардинера и Линтона (Kardiner A., Linton R. The Individual and His Society. N. Y., 1939).

лиз занят поисками биологических побуждение организма в качестве определяющих факторов культуры, — позиция, к которой я склонялся с самого начала моей работы в ант­ропологии и которую я отразил в моей статье «Культура» для «Энциклопедии общественных наук» 7. Кроме того, психоанализ не способен пройти мимо органической взаи­мосвязи культурных элементов, воплощенной в обществен­ном образовании. Такого рода психология имеет дело с фак­торами власти, употребления силы, с воплощениями есте­ственных органических желаний и их трансформациями в элементы системы ценностей, с изучением культурных норм как инструментов подавления. Все это уже привело многих приверженцев теории Фрейда к более или менее си­стематическому анализу культурных институтов, в рамках которого они рассматривают и процессы мыщления.

Принятие психоанализа ни в коей мере не умаляет ог­ромной важности, на которую вскоре сможет претендовать бихевиоризм в качестве психологической основы изучения общественных и культурных процессов. Под бихевиориз­мом я понимаю новейшие разработки в психологии «стимула и реакции профессора Халла из Йейла, Торндайка'из Ко­лумбийского университета и Г. С. Лиделла из Корнельского университета. Значение бихевиоризма в первую очередь оп­ределяется совпадением его методов с антропологической полевой работой в том, что касается их ограничений и пре­имуществ. Работая с людьми другой культуры, всегда под­вергаешься опасности замкнуться на себе через «эмпатию», что обычно сводится к угадыванию того, что другой человек мог думать или чувствовать. Фундаментальный принцип полевого антрополога, равно как и бихевиориста, состоит в том, что они всегда полагают, что идеи, эмоции и побужде­ния существут в недоступных исследованию тайных глуби­нах мышления, сознательного или бессознательного. Любая здравая, то есть экспериментальная, психология может иметь дело только с наблюдениями внешних проявлений, хотя и полезно бывает связать эти наблюдения с точным интроспективным отчетом.

Должны ли мы принимать существование «сознания», «духовной реальности», «мыслей», «идей», «верований» и «ценностей» в качестве субъективных реальностей в

7 Encyclopaedia of the Social Sciences 4: 621-645.

сознании других людей — вопрос по сути метафизический. Я не вижу причин, мешающих ввести эти категории, кото­рые прямо отсылали бы к личному опыту, при условии, что в каждом случае они были бы полностью определены в тер­минах внешнего, наблюдаемого и доступного проверке пове­дения. Вся теория символизма, которая здесь будет вкратце обрисована, основывается на определении символа или идеи как сущности, которая может быть зафиксирована фи­зическим образом, описана или определена. Идеи, мысли и эмоции должны наравне с другими аспектами культуры получать функциональную и формальную трактовку. Фун­кциональный подход позволяет нам определить прагмати­ческий контекст данного символа и показать, что в культур­ной реальности вербальный или другой символический акт становится действительно существующим только благодаря эффекту, который он производит. Формальный подход ле­жит в основе нашего убеждения и подтверждает тот факт, что в социологической или этнографической полевой рабо­те в совершенно чужой культуре возможно дать определе­ние идеям, верованиям и эмоциональным образованиям с высокой степенью точности и объективности.

В этом поверхностном и мимолетном обзоре различных точек зрения, сбора доказательств и подходов к интерпрета­ции в антропологии мы пользовались различными катего­риями для изложения и критики. Необходимо проводить четкое различие между программой, источником вдохшве-ния и средоточием интересов, например, эволюциониста в противопоставлении диффузионисту, приверженцу пси­хоанализа или «музейному кроту». Достижения каждой школы могут и должны измеряться сопоставлением с тем, что она намеревалась сделать. На более продвинутой ступе­ни специалист, интересующийся историей антропологиче­ской мысли, сможет привести эти достижения в определен­ный порядок, разграничить законные претензии диффузио-низма и эволюционистскую интерпретацию, социологиче­скую однобокость Дюркгейма и интроспективные анализы Вундта. В настоящий момент мы можем позволить себе встать на всеобъемлющую, даже эклектическую, точку зре­ния и принять, что, частью следуя своим более или менее амбициозным программам, частью разрабатывая методы, те­ории и принципы для реализации этих программ, различ­ные школы и направления антропологии создали

внушительное, пусть и не вполне гармоничное, строение. Некото­рые из составляющих его произведений, такие как «Перво­бытное общество» Л. Г. Моргана, наиболее полное и беском­промиссное изложения эволюционного направления, «Дети солнца» У. Дж. Перри, обширно документированное и целе­устремленное изложение крайнего диффузионизма/ семь то







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия