УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТИПОВ ИНСТИТУТОВ
Принцип интеграции Типы институтов 1. Продолжение рода (Кровные Семья как группа совместно связи, установленные законным проживающих (domestic group) договором брака и распрост- родителей и детей. раненные в соответствии со специально определенным прин- Организация добрачного уха- ципом родства (descent) no генеа- живания (courtship). логическому древу.)
Правовое определение и организация брака как договора, соединяющего двух индивидов и связывающего две группы. Расширенная группа совместно живущих и ее правовая, экономическая и религиозная организация. Группа родственников, объединенных по унилатераль-ному принципу родства. Клан - матрилинейный или патрилинейный. Система связанных кланов.
2. Территориальный Группа соседствующих муни- (Общность интересов, про- ципий, такая как кочующая орда, изводная от смежности, бродячая локальная группа, общности границ и возмож- деревня, объединение селений ности сотрудничества.) или ферм, городское поселение, крупный город. Округ, провинция, племя (ср. 7).
3. Физиологический Примитивные половые тотемные (Различия пола, возраста, группы. телесных особенности Организации, основанные на или патологий?) физиологических или анатомических половых различиях. Организации, производные от полового разделения функций и Видов деятельности. Возрастные группы и возрастные классы в той мере, в какой они обладают специфической организацией. В примитивных обществах организации людей с патологиями, психическими отклонениями, больных эпилепсией (часто связано с магическими или религиозными идеями); на более высоких уровнях - заведения для больных, сумасшедших, людей с врожденными недостатками.
4. Добровольные объединения Примитивные тайные общества, клубы, группы для досуга (recreational teams), творческие союзы. На более высокой стадии — клубы, общества взаимопомощи и благотворительные фонды, ложи, добровольные союзы для организации досуга, спорта или достижения общей цели.
5. Трудовые и профессио- На примитивном уровне прежде нальные всего осведомленные в области (Организация людей в соот- магии, колдуны, шаманы и жрецы; ветствии с их специализиро- также гильдии ремесленников и ванной деятельностью ради хозяйственные группы. общей цели и более полного проявления их способностей.) По мере развития цивилизации - бесчисленные цеха, гильдии, предприятия, группы с экономическими задачами, профессиональные объединения работников медицины, права, образования и служителей культа. Специальные единицы для организованного обучения (школы, колледжи, университеты); для научной работы (лаборатории, академии, научные учреждения); для обеспечения правопорядка (законодательные органы, суды, полицейские силы); для защиты и нападения (армия, флот, авиация); для отправления культа (приход, секты, церкви).
6. Ранг и статус Сословия и ордены знати, священнослужителей, горожан, крестьян, крепостных, рабов. Кастовая система. Стратификация на основании этнических, т. е. расовых или культурных, различий - и на примитивных, и на развитых уровнях.
7. Всеобъемлющая интеграция Племя как культурная единица, (Интеграция общностью культуры соответствующая национальности или политической властью.) на более высоких уровнях развития. Культурные подгруппы (региональные) ли небольшие
анклавы (этнически чуждые меньшинства, гетто, цыгане). Политическая единица, которая может включать в себя часть племени или все племя целиком, или же подгруппы с культурными различиями. Фундаментально различение между племенем-нацией и племенем-государством как политической организацией.
Этот список подводит итог изложенному в данном разделе. В том виде, как он сформулирован, это просто основанное на здравом смысле утверждение, что некоторые всеобщие типы организации должны существовать в любой культуре. С точки зрения этнографического наблюдения этот список имеет предопределяющее значение, предлагая наблюдателю утвердительно или отрицательно ответить на ряд вопросов, каждый из которых должен быть освещен, если мы хотим получить полную характеристику неизученной культуры. Неплохо было бы еще раз сформулировать теоретическую суть этого списка. Левая колонка указывает, что продолжение рода, распределение территории, физиологические различия, различия в роде деятельности порождают определенные типы образования групп, и каждый из этих типов имеет одну и ту же общую структуру, которую мы очертили, вводя понятие института. Эта же колонка показывает, что добровольные объединения, в какой бы форме — тайных обществ, клубов, или любых других целенаправленных групп — они ни существовали, могут быть обнаружены повсюду и что способ, посредством которого объединяется по принципу культурной гомогенности и политической власти самая широкая группа сотрудничающих индивидов, необходим для нашего понимания любого типа общества. Пункты в левой колонке перечисляют ряд всеобщих проблем, которые каждой культурой решаются по-особому. И именно решение этих проблем, то есть функция различных типов институтов, дает культуре первичный детерминизм. Об этом, впрочем, мы еще будем говорить подробнее.
Понятно, что, хотя продолжение рода и является фундаментальным детерминантом в любом обществе, территориальный принцип формально показывает, что, если даны некоторые общие интересы, необходимо пространственное распределение, прежде всего потому, что для кооперации люди должны быть в сфере досягаемости друг друга. Поэтому нам потребуется более полно изучить жизненные интересы, привязывающие группу к ее территории. И более полно представить себе, как появляются эти специфические, зависящие от видов деятельности, интересы и как они связаны с базовыми потребностями человеческой жизни и существования группы. Короче говоря, нам требуется более полная формулировка нашей теории базовых потребностей, возникновения культурных интересов, и действия природных, социальных и технических детерминантов всех видов инструментального, коллективного и кооперативного поведения. Только после более полного обсуждения этих проблем, в ходе которого будет прояснено понятие функции, мы сможем вернуться к представленному списку и более убедительно показать, что наши типы институтов не фиктивны и не произвольны, а представляют собой четко определимые реалии.
|