Базовые потребности и культурные
ответы
РАДИ простоты мы свели базовые потребности и культурные ответы в приводимую ниже таблицу. Ее формулировки граничат с банальностью. Но поскольку это лишь краткий итог результатов наших рассуждений, мы остановимся более подробно на каждом пункте, определяя, что имеется в виду под каждым из терминов.
(А) БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (В) КУЛЬТУРНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Обмен веществ 1. Снабжение 2. Продолжение рода 2. Родство 3. Телесный комфорт 3. Укрытие 4. Безопасность 4. Защита 5. Движение 5. Деятельность 6. Развитие 6. Обучение 7. Здоровье 7. Гигиена
Так, пункт «обмен веществ» означает, что процессы поглощения пищи, переваривания, соответствующей работы
органов внутренней секреции, усвоения питательных веществ и освобождения от шлаков сразу по нескольким направлениям связаны с факторами окружающей среды и с взаимодействием организма и окружающего мира — взаимодействием, облеченным в культурно установленные формы. В этом пункте совместно представлены несколько влечений, которые по отдельности были рассмотрены в предыдущей таблице. Ведь и получение твердой пищи, жидкостей и кислорода определяется процессами обмена веществ, и в ходе процессов испражнения индивид опять же прибегает к обмену с окружающей средой. В данном контексте мы обращаемся не столько к индивидуальному чувству голода, позыву вдохнуть воздуха или ощущению жажды, а, скорее, к тому факту, что если брать сообщество в целом, то каждый организм требует соблюдения определенных условий, гарантирующих получение некоторых веществ, протекание процессов пищеварения, и неких санитарных мер, затрагивающих конечные процессы пищеварительного цикла. Аналогично и в отношении «продолжения рода» мы интересуемся не половым влечением индивида и его побуждением вступить в половую связь в данном конкретном случае, а просто утверждаем, что продолжение рода должно давать достаточное число новых членов сообщества для его выживания. Выражение «телесный комфорт» в краткой форме описывает допустимый диапазон температур, влажность и отсутствие контакта с телом вредных веществ, что позволяет в чисто физическом смысле протекать физиологическим процессам кровообращения, пищеварения, обмена веществ и работы органов внутренней секреции. Вероятно, наиболее значимый элемент здесь — диапазон температур, потому что воздействие на тело ветра, дождя, снега и сырости все-таки происходит в большой мере под влиянием температуры. «Безопасность» относится к предотвращению механических телесных повреждений, нападения животных или людей. Понятно, что говоря об этом выше как о побуждении, мы обращали внимание на примерные индивидуальные типы поведения в ответ на опасность или боль. Здесь мы констатируем, что в условиях, когда большинство организмов не имеют защиты от телесных повреждений, культура и соответствующая группа людей просто не сможет выжить.
Пункт «движение» означает, что деятельность столь же нужна организму, сколь она необходима для культуры. Отсюда понятно различие между нашей прежней трактовкой побуждения к мышечной и нервной деятельности и определением потребности. Здесь нас занимают общие условия, в которых люди совместно живут и сотрудничают, и в рамках этих условий большинство членов группы в любой момент времени — а каждый член группы однажды оказывается среди такого большинства — занимаются активной деятельностью и проявляют определенную инициативу. Понятие «развитие», которое уже упоминалось при обсуждении органических импульсов, но не могло быть внесено в перечень побуждений, здесь занимает свое законное место. Это значит, что, поскольку человек в младенчестве очень зависим от окружающих, а созревание — процесс медленный и постепенный, а также поскольку старость у человека в большей степени, чем у других видов, делает индивида беззащитным, факты взросления, созревания и старения налагают на культуру весьма общие, но вполне определенные обязательные условия. Иными словами, группа не смогла бы выжить и ее культура продолжиться, если бы детеныш сразу после рождения был бы предоставлен себе, как это происходит у многих видов животных. И, наконец, мы добавили в этот список «здоровье» как общебиологическую потребность. Однако правомерность такого пункта в нашей таблице остается под вопросом. Ведь очевидно, что «здоровье» просто отсылает ко всем остальным пунктам, за исключением, может быть, второго, хотя даже и там защита процесса продолжения рода от возможных внешних опасностей составляет часть гигиенической процедуры. Если мы будем определять здоровье позитивно и в общих понятиях, то окажется, что оно равнозначно поддержанию организма в оптимальных условиях для отдачи нужного количества энергии. Единственное оправдание тому, что здоровье было вынесено в отдельный раздел, состоит в том, что здоровье может быть ослаблено и снова восстановлено. Поскольку все остальные пункты определены позитивно, «болезнь» здесь не подошла бы, так как болезнь — это не потребность, определяемая своей биологической противоположностью. Наш пункт, читайся он как «облегчение или устранение болезненного состояния или патологии», был бы, вероятно, обоснован постольку, поскольку это налагает
определенные ограничения на человеческие общества и приводит к некоторым организованным формам культурного ответа. Вообще же, весь наш список, состоящий из пар, предполагает, что понятия, составляющие пару по горизонтали, неразрывно связаны. Наше понимание потребности подразумевает прямую корреляцию потребности и ответа культуры на эту потребность. Рассматривая любую культуру, которая нормально функционирует, а не находится в совершенно расстроенном состоянии умирания, мы видим, как непосредственно связаны и гармонично согласованы друг с другом потребности и культурные ответы. Потребности в пище, воде или кислороде никогда не выступают как изолированные движущие силы, толкающие организм индивида или целую группу на поиски пищи, воды или кислорода, и точно так же люди не бывают озабочены только своими потребностями в телесном комфорте, движении или безопасности. В условиях культуры человек просыпается, ощущает чувство голода, а завтрак его уже ждет, или уже все припасено, чтобы его приготовить. И голод, и его удовлетворение сопряжены как части обыденного распорядка. За исключением из ряда вон выходящих происшествий, организм поддерживается в нужном диапазоне температур с помощью одежды, отапливаемого помещения или же за счет тепла от движения, необходимого для ходьбы, бега или хозяйственной деятельности. Организм приспосабливается к тем специфическим обычаям, которые установлены в сфере любой потребности. В организации культурных ответов на потребности эти обыденные способы поведения приводят к организованным формам обыденного удовлетворения потребностей. И вот как раз здесь изучение поведения человека явно расходится с чисто биологическими детерминантами. Мы уже выяснили это, подчеркнув, что в каждой жизненно важной цепочке побуждение преобразуется и формируется при помощи дополнительных культурных детерминантов. Как антропологи, мы прежде всего заинтересованы тем способом, которым для органического влечения развиваются культурно обусловленные ответы в виде вкуса и аппетита, сексуальной привлекательности или средств создания телесного комфорта. Нам также интересно, как построены эти различные культурные ответы. Ведь они, как мы увидим, отнюдь не
просты. Для того чтобы обеспечить постоянное воспроизведение съедобных продуктов, вещей, одежды, строительных материалов, строений, оружия и инструментов, человеческие культуры должны не просто производить артефакты, а разрабатывать особые техники, то есть управляемые формы движения тела, ценности и формы социальной организации. Возможно, лучше будет обсудить один за другим культурные ответы, перечисленные во второй колонке, и посмотреть, что они представляют собой в плане организации и структуры культур. 1. Снабжение. Начав с рассмотрения того, как удовлетворяется потребность в питании, мы обнаружили, что люди едят и пьют, не обращаясь непосредственно к природе, не находясь в изоляции и не ограничиваясь чисто физиологическим актом. Обратимся ли мы к самым примитивным народам, к племени австралийских аборигенов или к маленькой группе жителей Огненной Земли, или же к высокоразвитому сообществу в Америке или Европе, мы обнаружим факты совместной трапезы. Люди часто едят вместе, сидя на одной подстилке или располагаясь рядом на отведенном для этого пространстве: вокруг огня, за столом или у стойки бара. Повсюду мы обнаружим, что пища была приготовлена, то есть отобрана, сварена или поджарена и приправлена. Используются какие-то инструменты для еды, соблюдаются соответствующие манеры поведения, так что социальные условия акта принятия пищи точно определены культурой. Возможно показать, что в любом человеческом обществе и для любого индивида акт приема пищи происходит в рамках определенного института: это может быть дом, может быть платное заведение общественного питания или гостиница. Но всегда это фиксированное место, где организована доставка продовольствия, приготовление и потребление пищи. Иногда кухня отделена от места потребления пищи, даже в примитивных обществах, например, пища готовится в одном месте, но посылается для употребления в мужское или женское жилище. Иногда место, где хранятся продукты, представляет собой коммерческое или находящееся в общей собственности заведение. Но даже доставка продуктов конечному потребителю всегда производится посредством более или менее сложно организованных систем — институтов. В нашей культуре термическая обработка может производиться за тысячи миль, как, скажем, лосось,
приготовленный и закатанный в жестянку на Аляске, или омар — в Южной Африке, или краб — в Японии. Затем продукт проходит несколько звеньев в системе торговли на пути к потребителю, который может открыть банку на пикнике или съесть ее содержимое в одиночестве. В любом» случае этот акт становится возможен благодаря очень сложной цепи промышленной переработки продуктов и их распределения. Нетрудно показать, что производство и распределение продуктов представляют собой организованные системы поведения, составляющие часть племенной или национальной системы снабжения. Племя или государство часто вмешивается в эту систему, контролируя, облагая налогом или даже организуя ее. Но существуют и такие культурные условия, когда производство, распределение, приготовление и потребление пищи производятся в рамках одного и того же института, а именно домашнего хозяйства. Так, даже в очень продвинутых культурах отдаленная ферма вынуждена рассчитывать в основном на собственные возможности, по крайней мере, в том, что касается съестного. Довольно примечательно, что это менее справедливо для большинства примитивных сельскохозяйственных сообществ, где взаимная поддержка и обмен услугами и товарами часто неизбежен из-за примитивного характера используемых технологий. Как мы видим, культурный ответ на ту или иную потребность или потребности, связанные с обменом веществ, состоит в наличии некоторого звена институтов. Некоторые из только что упомянутых институтов призваны заниматься исключительно организацией питания. В то же время сам состав семьи, проживающей совместно, превращает эту группу в главный институт, в рамках которого происходит потребление и, как правило, приготовление пищи. Если мы попытаемся осмыслить эти факты, то станет ясно, что когда.питание зависит от эффективности работы целой цепочки подготовительных действий, выполняемых связанными между собой институтами, неполадки в любом звене этой цепи сказываются на удовлетворении потребности в еде. Поэтому все условия, от которых зависит четкая работа этой цепи, оказываются для биологического акта настолько же необходимы, насколько невозможно обойтись и без помещения пищи в рот индивида, жевания, слюноотделения, глотания и переваривания.
В обществах, где плотность населения достигла такого уровня, при котором становится необходимой сложная и высокоорганизованная система снабжения, все факторы, определяющие эффективную работу снабжения, равно важны для конечного результата. В примитивном племени собирателей, питающемся по принципу «из руки — в рот», система не так сложна, но строгость ее работы ничуть не меньше, если не больше, ведь здесь нет излишков, нельзя рассчитывать на спасительную замену одного другим, и все культурные ресурсы должны работать согласованно и непрерывно, в полной зависимости от каждого элемента системы. И вот здесь видно, насколько действенность культурного ответа, сам факт того, что в результате люди получают более широкий ассортимент продуктов, которые, пройдя обработку, становятся питательней и легче усваиваются, должны быть оплачены дополнительными требованиями и ограничениями, накладывающимися на поведение человека. Способы производства, простые или сложные, требуют создания и использования сельскохозяйственных орудий, оружия для охоты, сетей, запруд и снаряжения для рыболовства. Способы сохранения продуктов и их приготовления тоже требуют специального аппарата. Короче говоря, целый ряд процессов, обозначенных выше как «снабжение», принуждает нас занести в число вторичных, но столь же необходимых потребностей, обширный инвентарь орудий, устройств и приспособлений. Они, в свою очередь, должны обновляться по мере их износа. Как становится понятно, один из выводов, которые можно сделать из работы организованного снабжения, предполагает, что оно дополнительно порождает сопутствующие виды постоянной производственной деятельности, касающиеся и хранения продуктов, и производства орудий для их добывания. К тому же, поскольку, как мы видели, питание происходит в рамках организованных групп, имеется и еще один элемент — минимальный набор правил поведения и поддержания порядка, относящихся к племенному праву и обычаю, установление и выполнение которых позволяет слаженно работать всей цепочке видов деятельности. Каждый частный этап процесса получения пищи — от высевания семян и поимки добычи до откусывания, жевания и глотания — подчиняется нормам и регулируется правилами. Правила поведения, касающиеся каждого этапа технологии, правовые
нормы, регулирующие право собственности в зависимости от вклада в процесс, правила, определяющие время приема пищи, разделение готовой пищи на порции и манеры поведения за столом — все они так же необходимы системе, как и ее материальные функции. Они неотделимы друг от друга. Предмет — будь то котелок или палка-копалка, тарелка или камин — требует умелого, правильного и почтительного обращения, ведь очень часто его эффективность зависит не только от технологии, но и от соблюдения обычая и этических норм. Так в качестве производной потребности или культурного императива, возникающего в каждом обществе, появляется еще одно измерение, а именно: установление предписанных форм поведения. Если мы пронаблюдаем за способами, с помощью которых производится и поддерживается регуляция поведения, мы обнаружим эти способы в двух процессах — процессе обучения и процессе осуществления власти. Система воспитания, или постепенная передача навыков, знаний, обычаев и этических принципов, должна существовать в любой культуре. Без обучения действующий состав участников всех культурных институтов не мог бы обновляться по мере того, как их старшие члены выпадают из них по причине смерти, преклонного возраста или неспособности к дальнейшему сотрудничеству. Приведение правил в действие, а также движущая сила любого обучения предполагают элемент насилия и власти. Возможно обозначить это как политическое измерение, которое не может не присутствовать в любой культуре и составляет четвертый среди так называемых инструментальных императивов, наряду с механизмами обучения, хозяйствования и права. 2. Родство. В рубрике с этим кратким заглавием мы объединили процессы, связанные с продолжением рода, соответствующие в человеческих культурах спариванию и фазам процесса размножения у животных. Главное различие между образованием пар у человека и у животных, несомненно, обусловлено биологически, как и сама потребность в размножении. Детеныш человека нуждается в родительской опеке в течение гораздо более длительного периода, чем даже детеныш высших человекообразных обезьян. Поэтому не может существовать культура, где размножение, то есть образование пары, беременность и роды, не было бы связано с фактом определяемого на законном основании
отношения родителя и ребенка, то есть такой связи, когда отец и мать длительное время должны заботиться о детях и, в свою очередь, получать за эту заботу некоторые льготы и привилегии. Мы уже обсуждали различные институты, связанные с продолжительным репродуктивным циклом. В большинстве человеческих обществ ухаживание представляет собой отдельный культурный институт либо осуществляется в рамках другого института. В некоторых примитивных культурах мы обнаруживаем такие явления, как дом или клуб неженатых мужчин, отдельное проживание девушек, готовящихся к вступлению в брак, причем и здесь, и там существуют установленные правила общежития, органы власти или надзора, специальный порядок сна, приема пищи. В дополнение ко всему этому создаются возможности для индивидуальных встреч и времяпрепровождения юношей и девушек. Имеются очень четко определенные кодексы поведения и пределы допустимой вольности в отношениях внутри пары или между несколькими партнерами. Все эти формы поведения направлены на потенциальное заключение брака между партнерами. Молодые люди знакомятся друг с другом, получают возможность оценить способности и качества друг друга, а также очень часто и физиологические черты при совокуплении. В некоторых культурах ухаживание проходит в доме девушки или место встреч специально оговариваются семьями партнеров. Сам процесс всегда организован как специфическая система институтов: во взаимодействии между семьями, как общедеревенское мероприятие, сезон танцев, празднества или карнавалы. В описание всего этого разумный и компетентный этнограф включил бы данные о материальном обеспечении этих форм поведения, их участниках в терминах статуса, организованности и благосостояния, а также правила, которым они следуют, и способы осуществления властных функций и контроля соблюдения соответствующих этических и правовых принципов и этикетных норм поведения. Заключение брака учреждает независимое домохозяйство, даже если новобрачные продолжают проживать в доме родителей жены или мужа. Их соединение в браке детерминировано в отношении места проживания, видов деятельности, правил поведения и властных функций. Приватность супружеской жизни всякий раз должна подкрепляться
материально. Сотрудничество в хозяйственной деятельности может сосредоточиться вокруг новоучрежденного очага или дома или же стать существенным прибавлением к ранее установленному домохозяйству. В любом случае, эта новая маленькая группа уже составляет ядро нового института, который следует анализировать, рассматривая его материальное обеспечение, реализованные в нем правила, отношения новобрачных с их семьями, и также правовой, экономический и социальный статус этой новой единицы. Очевидно, что такая новая группа не остается в изоляции даже и до того, как она включается в собственно продолжение рода, поддерживая тесные связи с обоими родительскими домами, общиной и даже отношения в более широком масштабе племени. Свадьба и коннубий (обязанность вступать в брак с лицами строго определенной группы) затрагивают общественные интересы, являясь законным и предписанным отношением. Даже эта самая приватная фаза человеческого существования немедленно становится предметом интересов группы, поскольку для большинства относящихся к ней форм поведения традицией определены соответствующие нормы обычного права, состав участников, этика и религиозные верования. Беременность и деторождение превращают супругов в родителей. И опять же это никогда не остается чисто физиологическим процессом или частным делом родителей. Беременная женщина и ее супруг обязуются выполнять некоторый набор правил. Обычно они поддерживаются представлениями о пользе для нового существа, которое должно появиться на свет, а поскольку вся община, и особенно родственники ожидающих ребенка супругов, заинтересованы в его рождении и в численном увеличении группы, то обычаи и этика поведения, касающиеся беременности и ранних стадий родительства, затрагивают всех. Нам здесь не требуется разбирать детали того, как отношения родителей и детей расширяются и переходят в родственные отношения. Понятно, что родство представляет собой, с одной стороны, результат и следствие фундаментального биологического процесса размножения. С другой стороны, отношения родства в высокой степени заново определены в терминах общепризнанной системы счета родства и наследования, мифологических представлений о предках и юридических понятий, определяющих такие единицы,
как расширенная семья, родственная группа и клан. Переосмысление традицией физиологических процессов беременности и родов, когда физиологические факторы попадают под влияние мира предков, окружающей среды и взаимодействия с другими членами сообщества, трансформирует врожденные инстинктивные силы материнства и отцовства в далеко отстоящие от своих природных истоков, но столь же властные, благодаря воспитанию и обучению, узы социальной солидарности. Отсюда становится очевидным, что исследователь культуры должен еще раз связать физиологию и психологию размножения с материальным окружением, в которое этот процесс помещен благодаря культуре и которым определена его направленность. Понимание экономической основы ухаживания, образования пар, супружества и отношений родителей и детей необходимо для того, чтобы представить себе, как физиология трансформируется в знания, верования и социальные узы. Под экономической основой мы имеем в виду некую совокупность, включающую материальные условия, технологии и производственные процессы, совместное владение имуществом и использование благосостояния, потребление и факторы, связанные с материальными ценностями. Должны быть четко установлены правовые нормы, определяющие значительные сегменты экономических процессов и вместе с тем диктующие формы брака и подтверждающие его действительность, а также провозглашающие экономические следствия брака в терминах наследования имущества. Иными словами, мы должны выяснить, как сформулированы нормы обычного права, правила, касающиеся ухаживания, брака, наследования и родства, а также установить, где эти правила и нормы работают слаженно, а где возникают проблемы и осложнения, и каким образом нормы приводятся в исполнение посредством принуждения и санкционируются системой верований. Не требуется долго доказывать очевидную и глубоко укорененную роль элемента обучения в отношениях родителей и детей. Вкратце можно сказать, что понимание культурных ответов на потребность продолжения рода предполагает последовательный анализ составляющих эти ответы институтов, от ухаживания до самой широкой дифференциации племени по признаку родства. Поскольку все эти институты связаны между
собой, ни этнографическое описание, ни теоретическое рассмотрение не будет удовлетворительным, если не проанализированы институты по отдельности и их взаимосвязи. Как мы показали, помимо биологических детерминантов и в дополнение к ним, — а они диктуют в минимальной форме жизненно важную последовательность привлечения, спаривания, оплодотворения, вынашивания и родов, — в действие вступают, в полную силу неотвратимости культурной детерминации, элементы экономического, образовательного, правового и политического детерминизма. Мы также указали, пусть и в порядке рабочей гипотезы, что элементы племенной традиции, касающиеся знаний, верований и моральных ценностей, тоже выступают как факторы неоспоримой важности, без которых не может быть понята система родства, ведь эти факторы психологического и символического порядка играют жизненно необходимую роль в составе всей системы. 3. Укрытие — как культурный ответ на потребность в телесном комфорте. Вероятно, мы оказались бы в затруднении, возьмись мы искать под этой рубрикой культурные ответы в институциализованном виде, обратившись к простым физическим факторам, которыми человек пользуется для поддержания оптимальной температуры тела — вроде одежды, огня или закрытых пространств, или гигиене, ради которой используется омывания водой, места испражнения относятся подальше, и употребляются сложные химические растворители вроде щелочных веществ. Здесь мы, опять же, должны держать в памяти, что люди не ищут укрытие наугад и как придется, когда попадают под ливень или шквальный ветер, или резко меняется температура воздуха, или замерзший от пребывания в холодной воде или под дождем человек желает согреться в пещере или доме. Ни примитивные, ни цивилизованные человеческие существа не расхватывают шкуры, кожи или ткани, когда им вдруг понадобится защитить свое тело. Все эти средства употребляются как часть рутинного хода обыденной жизни. Укрытие, тепло, приспособления для поддержания чистоты могут быть обнаружены уже в пределах домашнего хозяйства. Одежда, как бы проста или сложна они ни была, производится дома внутри тесной группы совместного проживания либо в обществах, где имеется разделение трудовых функций, в организованных мастерских или на фабриках. Санитарные инс-
титуты могут быть частными или общественными, таким образом оказываясь либо частью домашнего хозяйства, либо элементом, включенным в муниципию, постоянно проживающую группу или кочевую орду. В любом случае нам пришлось бы рассмотреть организованное производство, включение определенных материальных объектов в институт, правила приличия, чистоты, собственности, магические и религиозные запреты, а также тип обучения, существующий в группе для приведения в действие и поддержания этих обычаев. И мы обнаружили бы, как и в других областях, что, поскольку речь идет о поведении, общественная регламентация которого традицией направлена на сдерживание или, по крайней мере, модификацию естественного побуждения, а правила собственности налагают ограничения на использование собственности, должен существовать некий организм власти, санкционирующий поведение, карающий за нарушение правил и тем самым поддерживающий порядок и слаженную работу механизмов организованного поведения. 4. Защита. В организацию защиты от природных опасностей или катаклизмов, нападения животных или насилия со стороны других людей вовлечены такие институты, как дом, муниципия, клан, возрастной класс и племя. Здесь важны два соображения. Защита часто состоит в предвидении и планировании. Постройка жилища на сваях, укрепленных на твердой почве, мелководной лагуне или озере, возведение частоколов или стен, да и сам выбор места, позволяющий избежать угрозы прилива, извержения вулкана или землетрясения — все эти предупредительные меры защиты следует связывать с биологической потребностью в безопасности и культурным ответом на нее в виде мер защиты. В организованных, спланированных и коллективно приведенных в исполнение принципах выбора, строительства и поддержания постройки в нормальном состоянии экономический фактор опять же явно играет свою роль. Понятна необходимость выработки технических правил и их перевода в нормы поведения, собственности, власти. Наличие обучения означает, что растущее поколение будет подготовлено, осведомлено и не оставлено без полезного совета. Что касается защиты от врагов и опасных животных, здесь мы имеем дело с главным мотивом как примитивного, так и цивилизованного человека, который побуждает их
организовывать вооруженные силы для защиты и нападения. В некоторых средах обитания и в очень примитивных условиях жизни, когда плотность населения очень низкая, нужда в организованной вооруженной силе бывает незначительной. Как правило, в таких случаях все сводится к тому, что у каждого мужчины есть элементарные средства, чтобы отразить атаку или напасть самому. Из всех имеющихся под рукой этнографических данных, вероятно, можно заключить, что политический элемент, то есть средство навязывания своей точки зрения при помощи прямого насилия, в примитивных обществах очень слабо интегрирован в институциональную структуру и занимает небольшое место. В нашей терминологии мы бы сказали, что политическая власть осуществляется, прежде всего, в таких небольших институтах, как семья, клан или локальная группа. Образование особых военных институтов происходит, по-видимому, на очень поздней стадии развития. Но нас здесь больше всего интересует тот факт, что организация защиты от стихии природы, животных или людей всегда принадлежит определенным институтам. Иначе говоря, в любом случае нам следует изучить материальную среду — артефакты, систему правил, организацию участников и связь таких организованных групп с биологической потребностью в самосохранении и с экономическими, юридическими, образовательными и политическими факторами. Как примитивная, так и высокоразвитая традиции интерпретируют свои упования на избавление от опасности и свой страх перед ней частью в терминах научно установленного знания, частью в терминах верований, мифологических или личных, или же через чувство ответственности перед сверхъестественными силами или людьми. 5. Деятельность. Здоровый организм человека нуждается в движении. Это общий императив, диктуемый природой человека культуре. Удовлетворение этой потребности, с одной стороны, определяется тем фактом, что без мышечной и нервной деятельности человек не может сделать ровным счетом ничего. Так что системы видов телесной деятельности, сопряженные с хозяйственной и политической организацией, освоением среды и контактом с другими сообществами, всегда связаны с напряжением мышц индивидов и избытком их нервной энергии. С другой стороны, все они, по сути, инструментальны, то есть направлены на удовлетворе-
ние других потребностей. Следовательно, будучи организованной системой, виды телесной деятельности могут описываться, анализироваться теоретически и сравниваться только в терминах институтов. Но существует широкая сфера совместного исследования методами биологии, психологии и теории культуры, охватывающая специально устроенные и организованные виды деятельности, такие как спорт, игры, танцы и празднества, где культурно регламентированная мышечная и нервная деятельность является самоцелью. Уже имеются работы, посвященные игре и рекреативной деятельности, в которых даны некоторые ответы на вопросы, связанные с этой проблематикой. Внимательное чтение хорошо известной книги К. Грооса и интересной работы И. Хейзинги 23 показывает, насколько я могу судить, что большая часть проделанной авторами работы отвечает нашим основным методологическим требованиям по двум основным принципам, а это, во-первых, постановка проблемы включения деятельности в культурные институты и, во-вторых, анализ игры и рекреативной деятельности сквозь призму их обучающей ценности, их функции подготовки к освоению хозяйственных навыков, а также их связь с физиологической потребностью, которую можно обозначить как потребность в искусстве. 6. Развитие. Этот пункт указывает, что полный дескриптивный анализ культуры или ее теоретическое осмысление обязаны спроецировать всю палитру культурных процессов и продуктов на протекание жизненного цикла индивида или же в тех случаях, когда имеется существенная разница людей разных классов, каст и социального статуса, — на индивидуальный жизненный цикл представителей этих групп. Большинство этнографических отчетов дают описание таких фаз жизненного цикла, как младенчество, детство, зрелость и старость. С теоретической точки зрения следовало бы сделать упор не на обобщенное описание каждой из этих фаз, а скорее на способ, которым индивид постепенно осваивает навыки, овладевает языком и другими символическими средствами культуры, вовлекается в постоянно расширяющийся круг институтов, полноправным участником которых он становится по достижении 23 Гроос К. «Игры животных» (1896) и Хейзинга Й. Homo Ludens. (1938).
зрелости и обретении своей доли прав гражданина племени. Сюда относится проблематика, ныне разрабатываемая как «культура и личность»24. Мы настаиваем, что этот пункт — самый подходящий для рассмотрения племенных систем обучения и социализации и что изучение этих вопросов в большой мере состояло бы в детальном и всестороннем осмыслении того, как развивающийся организм постепенно принимается в те или иные институты. Такое осмысление показало бы, что большая часть обучения дифференцирована в соответствии с институтами. Основы символического знания, первые начатки обобщающего взгляда на мир, знакомство с обычаями, властью и этическими нормами происходит в семье. Позже подросший ребенок включается в группу своих товарищей, где он вынужден дальше интенсивно учиться подчиняться, следовать обычаям и нормам этикета. Став участником сотрудничающей хозяйственной группы, или военного общества, или следующего возрастного класса, он получает специфическое трудовое и хозяйственное обучение. Наиболее драматические фазы обучения, несомненно, включаются иногда в церемонии инициации. Но постепенное и все время усложняющееся обучение племенной жизни — процесс непрерывный, понимание которого даст нам ключи к постижению фундаментальных вопросов организации, технологии, знаний и верований. J. Гигиена. Для начала нам нужно было бы связать эту проблему со всем, что в остальных рубриках касается благополучия организма. Поэтому санитарные меры, о которых говорилось выше, могут быть проанализированы здесь с точки зрения местных воззрений на здоровье и магические опасности. Помимо этого, от этнографа требуется зафиксировать здесь минимум элементарных здравых представлений о гигиене, правилах, определяющих необходимость 24 «Культура и личность» — направление в американской антропологии, ставившее во главу угла исследование культурной обусловленности индивидуальной психологии; в конце 1930-х и в сороковых годах антрополог Ральф Линтон и психоаналитик Абрам Кардинер вели семинар под этим названием в Колумбийском университете, разрабатывая понятие культурно специфичного «базового типа личности» и проводя сопоставления воспитательных практик в разных культурах. Начало этому направлению было положено ученицей Ф. Боаса Рут Бенедикт («Patterns of culture» (1934)).
покрытия тела одеждой и обнажения, представлений об утомляемости, избежании опасностей, несчастных случаев, а также об имеющемся в любой культуре некотором перечне домашних снадобий. В самых примитивных обществах этот аспект культурных ответов на органические нужды в огромной степени зависит от верований в ведьм и в колдовство, то есть в магическую силу людей и их определенные действия, способные причинять вред здоровью человека. Мы обсудим этот вопрос полнее, когда речь пойдет об анализе формирования таких верований. Если мы посмотрим, как построено изложение в этой главе, то обнаружим, что сравнение двух рядов — биологических потребностей и культурных ответов — не потребовало никаких гипотез или выдумывания из головы хотя бы и конструктивных те
|