Эмбриология и акушерство
ФУНКЦИОНАЛИЗМ как метод так же стар, как и первые ростки интереса к чужим, а следовательно, по общему мнению, диким и варварским, культурам, — у кого бы такой интерес ни возникал: у греческого историка Геродота, у французского энциклопедиста Монтескье или у немецкого романтика Гердера. Если мне и довелось внести какой-то скромный вклад, то состоит он в создании этикетки функционализма для уже существующего корпуса научных идей, методов и интересов; но и в этом отношении, в своей статье я ссылаюсь на своих предшественников, число которых составляет двадцать семь человек. Таким образом, вероятно, я действовал как акушер и крестный отец младшей из всего беспорядочного нагромождения антропологических школ и продолжил практиковать maieutike techne (акушерское искусство) в обучении самого молодого поколения исследователей в данной области, следуя заветам одного великого учителя, который любил описывать свое дело как искусство повивальной бабки. Был и еще один великий учитель, давший функционализму его девиз «по плодам их узнаете их»1. В той мере, в какой это свойственно любому антропологическому подходу, функционализм исследует природу явлений культуры до того, как эти явления будут подвергнуты дальнейшим умозрительным манипуляциям. Какова природа, какова культурная реальность брака и семьи, политической системы, хозяйственного предприятия или юридической процедуры? Как эти факты могут быть рассмотрены индуктивно, с тем чтобы получились надежные научные обобщения? Существует ли некая универсальная схема, 1 Матф., 7,16.
применимая ко всем культурам, которая могла бы служить путеводной звездой для полевого исследователя и системой координат в сравнительном анализе, будь он историческим, эволюционным или просто устанавливающим общие закономерности соответствий? Когда Э. Тайлор в начале своего великого произведения, посвященного первобытной культуре, рассматривает вопрос о том, что такое религия в самом широком смысле слова, или когда он пытается, по его собственным словам, дать этому предмету «минимальное определение», он является подлинным функционалистом. Был им и Робертсон Смит, когда признал, что социологическое измерение необходимо для понимания примитивной веры. Точно так же и Самнер в выполненном им анализе и классификации ранних норм поведения заявляет о своих интересах функционального характера. Обсуждение Дюркгеймом примитивного типа общественного разделения труда и его анализ магии и религии также лежат в русле функционального метода. Известная статья Тайлора, в которой он попытался соотнести различные аспекты родства и хозяйственной жизни в примитивных обществах2, определение примитивной экономики К. Бюхером и его теория о связи труда и ритмичной песни3, работы Хаттона Вебстера и Г. Шурца о возрастных классах, сакральных обществах, мужских добровольных объединениях и связи этих групп с политической, религиозной и экономической структурой сообщества4 — все эти работы следуют функциональному методу. Я мог бы добавить, что и самые ранние результативные способы полевой работы, подобные тем, что мы находим у Шарлевуа, Добрицхофера, Саа-гуна или Даппера были функционалистскими в том смысле, что они отражали не только изолированные факты, а существенные отношения и связи.
2Речь идет о статье Tylor E. (1888) On a Method of Investigating the Development of Institutions; Applied to Laws of Marriage and Descent. // Journal of the Anthropological Institute 18: 245-269. 3 Теория К. Бюхера о связи труда и ритмичной песни изложена в его книге «Работа и ритм» (1896), рус. перевод: Бюхер К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение. СПб., 1899. 4. Имеются в виду книги Schurtz H. Alterklassen und mannerbunde. Berlin, 1902; Webster I. Primitive secret societies; a study in early politics and religion. N.Y., 1932.
Некоторые принципы функционального подхода должны быть воплощены в любой теоретической интерпретации явлений культуры, равно как и в любом компетентном изложении полевых материалов. Но чтобы меня не заподозрили в неразборчивом благодушии, доходящем до все подряд приемлющей рыхлой эклектики, спешу прибавить, что в антропологии существуют нефункционалистские, а также антифункционалистские тендендции. Полевой исследователь, подмечающий только экзотическое и живописное, — вот один такой случай. Другой — эволюционист, разрабатывающий теорию происхождения брака и семьи, но не заботящийся о сколько-нибудь отчетливом различении брака, половой связи и временного сожительства. Выбор такого явления, как классификационные системы родства и его интерпретация как пережитка, как отражения чего-то, что существовало раньше, но теперь исчезло, показывает, как Морган пренебрег функциональным анализом живого языкового явления и тем самым направил несколько поколений антропологов по ошибочному пути. Или, например, когда Гребнер предложил свой небрежно сооруженный из подручных материалов, ложный и легкомысленный анализ культуры в качестве основы для якобы надежной и охватывающей весь мир системы диффузионизма, он создал анти-функционалистский подход первостатейной глупости. Так, он предполагает, что возможно изолировать единицы анализа от их культурного контекста. Далее он определяет их вне какой-либо связи с их функцией. Получается, что в форме предмета для него важны лишь те свойства, которые не связаны с его использованием и функцией. Следовательно, для Гребнера методологически релевантны лишь те характеристики, которые, как можно показать, культурно иррелевантны. Более того, он вводит понятие комплекса признаков как набора отдельных единиц. Я же утверждаю, что форма всегда обусловлена функцией, и что пока мы не можем установить такой зависимости формы от функции, формальные элементы нельзя использовать в научном доказательстве. Я также утверждаю, что бесполезно понятие единиц, оторванных от контекста и функции и никак не согласующихся с элементами, обладающими друг с другом внутренней связью.
|