Понятие функции
Я СЧИТАЮ, что это понятие может и должно быть приспособлено к нашему анализу института. Так, функция семьи — поставлять обществу новых граждан. При помощи договора брака семья производит на свет законного отпрыска, которого требуется кормить, обучать элементарным знаниям и умениям и затем снабдить материальными благами, а также соответствующим статусом в племени. Комбинация морально одобряемого сожительства, не только в смысле половой жизни, но и для товарищеского сотрудничества, исполнения родительских обязанностей, закона наследования, то есть хартии института со всеми ее социальными и культурными следствиями, дает нам общее определение этого института. Функцию расширенной семейной группы я бы определил с точки зрения более эффективной эксплуатации находящихся в совместном пользовании ресурсов, усиления правового контроля внутри этой узкой и хорошо дисциплинированной единицы общества и во многих случаях — с точки зрения увеличения политического веса, то есть большей безопасности и эффективности хорошо дисциплинированных локальных единиц. Функцию института клана я вижу в установлении дополнительной сети отношений, пересекающей соседские группировки и дающей дополнительный принцип правовой защиты, хозяйственного обмена и отправления магических и религиозных действий. Короче говоря, клановая система делает прибавку к тем личным связям, которые распространяются на все племя-нацию, и позволяет значительно более широкий личный обмен услугами, идеями и товарами, чем тот, что возможен в культуре, организованной лишь на базе расширенных семейных и соседских групп. Функцию муниципии я вижу в организации коммунального обслуживания и совместной эксплуатации территориальных ресурсов в той мере, в какой это должно выполняться совместными усилиями, но в пределах доступности в повседневной деятельности. Организованные подразделения племени по признаку пола, также как и возрастные классы, содействуют физически обусловленным интересам дифференциации групп людей. Если мы попробуем понять условия примитивной культуры, оттолкнувшись от того, что происходит в нашем собственном
обществе, то мы увидим, что быть мужчиной или женщиной значит иметь определенные естественные преимущества и недостатки, и что такое общество, где полы комбинируются, способно лучше эксплуатировать преимущества и взаимно компенсировать недостатки каждой из двух своих половин. То же касается и возрастных классов. Они определяют отведенную роль, способности и тип услуг, которые каждый класс может предоставить наилучшим образом, а также распределение долей вознаграждения в виде статуса и властных полномочий. Здесь опять же антрополог, который введет современное варварство в русло своих интересов к примитивным народам, может увидеть одни и те же главные силы, действующие в группах людей, оказывающих одни и те же услуги, разделяющих общие интересы и стремящихся к обычному для них вознаграждению, — в консервативном духе примитивного общества или в духе конкуренции сегодняшнего революционного западного общества. Такой тип функционального анализа просто подвергнуть критике, обвинив в тавтологичности и банальности, а также в использовании логического круга, ведь если функцию мы определяем как удовлетворение некоторой потребности, то можно заподозрить, что эта требующая удовлетворения потребность введена лишь для того, чтобы удовлетворить потребность функции в удовлетворении чего бы то ни было. Так, например, кланы — явно добавочный или, как кто-нибудь мог бы сказать, избыточный тип внутренней дифференциации. Так можем ли мы говорить о законно постулируемой потребности в такой дифференциации, особенно если эта потребность присутствует не всегда? Ведь не во всех обществах есть кланы, а между тем без них прекрасно обходятся. Я хотел бы начать с того, что сам я не отношусь к понятию функции слишком догматично. Я просто полагаю, что понятие функции — в смысле вклада в более плотное сплетение ткани общественных отношений, в более широкое и далеко проникающее распределение услуг и товаров, а также идей и верований, — скорее, могло бы оказаться полезным для переориентации исследований в сторону большей жизненности их предмета и понимания культурной полезности некоторых социальных феноменов. Я также предложил бы ввести в понимание культурной эволюции понятие борьбы за выживание, но не применительно к индивидам или к группам людей, а к культурным формам. Может
быть, это был бы полезный принцип для исследования возможностей диффузии. Таким образом, я предлагаю ввести понятие функции применительно к определенным институ-циализованным группам, прежде всего, в качестве эвристического приема.
|