Место Фрэзера в развитии этнологической теории
ФРЭЗЕР — представитель эпохи, которая в антропологии заканчивается с его смертью. Во всех своих непосредственно теоретических разработках он эволюционист, интерес которого устремлен к «примитивному», касается ли это человечества в целом или конкретных верований, обычаев и форм поведения современных «дикарей». В своей работе он следует сравнительному методу, собирая и сопоставляя данные со всего света, относящиеся ко всем уровням развития и ко всем культурам. Сравнительный метод в сочетании с эволюционным подходом предполагает существование некоторых предпосылок общего характера. В чем они заключаются? Люди принципиально схожи между собой. Постепенно развиваясь от некоторого примитивного уровня, они проходят различные стадии эволюции. Общая мера их действий и их мыслей может быть открыта индуктивным путем, если обработать обширный массив данных, сличая их между собой. В этом подходе понятие пережитка получает первостепенную важность для эволюциониста. Оно служит ключом для понимания преемственности в рамках эволюционных преобразований и связующим звеном между стадиями. То, что было живым и стойким верованием на одном уровне, на уровне более высоком становится суеверием. Формы брака и родственных отношений могут застыть в виде системы терминов и таким образом выжить в языке, хотя прошло много времени с тех пор, как перестал существовать групповой брак или промискуитет. Продвигаясь в глубину эволюционных уровней развития, мы достигаем самой примитивной из доступных стадий, то есть «истоков» институтов, обычаев и идей. Фрэзер никогда не излагал целиком и последовательно теоретических принципов эволюционизма. В его работах мы
не найдем ни точного определения таких понятий, как «истоки», «стадия», «пережиток», ни даже схемы, которая бы показала нам, как он представлял себе ход эволюции и движущие силы «прогресса». Но читателю, который внимательно ознакомился хотя бы с несколькими страницами его работ, становится очевидным, что всеми этими понятиями Фрэзер пользовался и в объяснении явлений постоянно применял эволюционную и сравнительную схемы. Он был принципиальным приверженцем психологического истолкования верований и поведения человека. Его теория магии как результата ассоциации идей и его три последовательно высказанные гипотезы о происхождении тотемизма как верования во «внешнюю душу», «магическое стимулирование плодородия» и «воплощение животного» задуманы в перспективе индивидуальной психологии. Те, кто знаком с его интерпретацией табу, различных аспектов тотемизма, развития магии, религии и науки, представляют себе, что повсюду в своих теоретических построениях Фрэзер мало внимания уделяет проблемам социальной психологии. Как уже говорилось, к психоанализу он вообще относился враждебно, а бихевиоризм никогда не был частью языка, на котором он говорил и которым мыслил. Хотя Фрэзер и находился под влиянием Робертсона Смита, первого современного антрополога, установившего социологическую точку зрения на религию, ни в одном из изложений своих теорий он не раскрывал вполне социальные аспекты явлений. Это видно из его согласия с теорией Моргана о первобытном промискуитете и развитии форм брака. Фрэзер никогда не осознавал социального фактора в фольклоре и мифологии. Для него магия и религия — все еще по сути «философия жизни и судьбы» как они могли представляться мышлению первобытного человека, дикаря, варвара или древнего грека или римлянина. Едва ли он хоть в каком-нибудь из своих теоретических комментариев следует принципу Робертсона Смита, гласящему, что религия есть верование организованной группы людей и что оно не может быть понято, пока мы не рассмотрим систему догматов как часть организованного культа и традиции коллектива. Фрэзер все еще склонен связывать табу с «амбициями и алчностью вождей и жрецов», которые используют «анимистические верования для укрепления своей власти и умноже-
ния богатства». Тот факт, что табу — лишь малая часть законов и обычаев первобытного общества и что законы и обычаи не могут быть объяснены как «суеверия» или «политическое и религиозное надувательство», Фрэзер нигде не объясняет. Те же самые замечания могут быть отнесены к четвертому тому «Тотемизма и экзогамии», где рассматриваются экономика, искусство и познание у примитивных народов. Совершенно другой Фрэзер выступает на сцену, как только отзвучали его краткие вступительные замечания. Он становится нашим проводником, ведущим за собой по австралийским пустыням, тропическим джунглям Амазонки и Ориноко, степям Азии и африканским нагорьям. Его интерпретация фактов строго привязана к контексту, различные аспекты культуры и интересы человека взаимосвязаны, комментарии и привлекаемая по ходу информация озарены светом подлинного прозрения, постигающего побуждения людей. Несложно показать, что Фрэзер близко подходит к разработке психоаналитического освещения подсознательных и бессознательных мотивов поведения. Подтверждение легко увидеть в том, как данными Фрэзера пользуются Фрейд, Ранк и Рохейм. В своей способности истолковать побуждение и мысль, основываясь на действии, в своем убеждении, что доверять следует делам, а к словам можно относиться с недоверием, Фрэзер, в сущности, является би-хевиористом в социальном смысле. Его бихевиористская тенденция проявляется в стремлении документально связать все психологические истолкования с данными о формах поведения. Склонность Фрэзера усматривать в антропологических фактах неотъемлемую часть жизни людей, в контексте культуры в целом и даже на фоне ландшафта и естественной среды обитания, отчетливо проявляется во всей своей красоте уже в его комментарии к переводу «Описания Греции» Пав-сания (1898) и достигает зрелости в «Золотой Ветви», где за не вполне удовлетворительным истолкованием магии следует серия картин, где нашему взору предстает колдун как вождь или верховный жрец, колдун в роли охранителя почвы, военачальника и попечителя плодородия у людей и в природе. Прочитайте один за другим тома этого длинного цикла и вы найдете там энциклопедию фактов, касающихся первобытного отношения к природе, ранних форм политической
организации, табу и других норм права. Страсть Фрэзера к исследованию не только главной дороги, но и всех побочных путей и перспектив, открывающихся на каждом шагу, заключает в себе возможность более полных и здравых теоретических истолкований, чем те, которые в явном виде формулирует сам автор. Его обсуждение представлений о влиянии половых отношений у человека на растительность содержит ряд идей, позднее сформулированных психоанализом, но факты, на которые они опираются, собраны воедино безошибочной интуицией Фрэзера. Список запретов и правил поведения, которые он включает в число «табу», содержит обширный материал для изучения права у примитивных народов. И здесь, если следовать рассуждениям Фрэзера, мы понимаем, что первобытное право относится к действиям, интересам и претензиям, которые, с одной стороны, связаны с жизненно важными проблемами человека, пищей, половой жизнью, общественным и имущественным положением, а с другой — обязательно должны ограничиваться и вводиться в определенные рамки, потому что сам их предмет искушает человека нарушить правила обычая. Тома, посвященные земледельческому ритуалу, богам и богиням плодородия, а также магическим и религиозным представлениям о календарном цикле, содержат и сегодня живую теорию, заключенную в самом изложении фактов. Прозрение Фрэзера, связавшего ритуал и практические действия по производству продовольствия, весьма многословно сообщает нам о том, что религиозные и магические верования всегда работали как упорядочивающее, интергирующее и организующее начало и на примитивном уровне, и на более высоких уровнях развития человека. Мы видим, что магия — не пустое заблуждение, а тот кристаллизованный оптимизм надежды, который влечет человека, убежденного в достижимости желанного, вперед к осуществлению его целей. Мы видим также, что социальная роль лидера, вождя или царя в ранних формах общества не определяется лишь его способностью себе на пользу эксплуатировать суеверия простых людей. Лидерство в примитивном обществе видится как воплощение убеждения человека в том, что индивид, умеющий руководить практическими делами, способен манипулировать сверхъестественными стихиями судьбы и удачи. И именно прагматическая, внутренне присущая
магии и религии ценность обеспечивает их устойчивость и жизнеспособность. Художественное мастерство Фрэзера, равно как и его здравый смысл в достижении научного синтеза разрозненных этнографических данных, лучше всего проявляются в описательных томах «Тотемизма и экзогамии». Фрэзер описывает тотемистические верования и ритуалы в контексте социальной и политической организации каждого племени. Мы находим здесь описания хозяйственного и общественного устройства, понятий права и верований общего характера, военной деятельности и церемоний. Всему этому, как правило, предпослана картина ландшафта и отчет о природном окружении, в котором туземцы живут и откуда они черпают средства к существованию. Во многих отношениях «Тотемизм и экзогамия» представляет собой чуть ли не лучшую вводную книгу для чтения молодым антропологом, потому что здесь дана более простая, более привлекательная и более комплексная картина целого ряда племенных культур, чем в какой-либо другой из известных мне книг. Лишь недавно появилась сравнимая с этой книга, а именно «Наши первобытные современники» Дж. Р. Мер-дока4, приближающаяся по стилю и качеству изложения к Фрэзеру, но более широкого охвата и содержащая более точную информацию. Возможно, три тома «Фольклора в Ветхом завете», а также поздние работы Фрэзера о бессмертии «Поклонение природе» и «Страх перед мертвыми» дают менее полную контекстуальную информацию о верованиях, чем описательные главы «Тотемизма и экзогамии». Но даже здесь художественное мастерство Фрэзера и его любовь к целостности и всеохватности делают его книги столь же поучительными, сколь и приятными для чтения. Среди работ сэра Джеймса Фрэзера особого внимания заслуживает тонкий томик, озаглавленный «Задача Психеи» («Psyche's Task») и позже переизданный как «Заступник дьявола» («The Devil's Advocate»). В каком-то смысле это, наверное, самый крупный и оригинальный вклад Фрэзера в теорию эволюции человечества. Основная его идея вращается вокруг связи магических и религиозных воззрений с некоторыми фундаментальными институтами человеческого 4 Murdock G. P. Our Primitive Contemporaries. N. Y., 1934.
общества. Рассматривая управление, частную собственность, брак и уважение к человеческой жизни, Фрэзер показывает, в какой степени их установлению и развитию послужили ранние «суеверия». Он работает скорее с этическими понятиями, а не с научными идеями. В большинстве его аргументов противопоставляется хорошее и плохое, суеверие и рациональное знание. Он даже говорит нам, что «эти институты иногда бывали выстроены на прогнившей основе». И все же даже здесь здравый смысл приводит Фрэзера к предостережению читателя — и к противоречию самому себе. «...Существуют серьезные основания полагать, что они (обсуждаемые институты) стоят на чем-то гораздо более прочном, нежели суеверия. Ни один институт, основанный исключительно на суеверии, то есть на самообмане, не может существовать долго. Если он не отвечает какой-либо действительной потребности человека, если его основания не лежат глубоко в природе вещей, он должен отмереть, и чем скорее, тем лучше». Противоречие налицо. Сначала говорится, что эти институты иногда покоятся на прогнившем фундаменте, а затем утверждается, что их основа должна быть глубоко укоренена в природе вещей. Решение указано самим Фрэзером. Такие институты, как брак, закон, собственность или управление, действительно «отвечают потребности человека». Если бы Фрэзер полнее изучил природу этих потребностей, он смог бы прежде всего дать нам верную теорию «истоков» институтов в человеческом обществе и таких аспектов культуры, как закон, управление, хозяйство и социальная организация. Он открыл бы, что формы организации у человека, которые просуществовали от самого начала и до наших дней, такие как семья, родство, локальная группа (муниципия) и государство, отвечают вполне определенным потребностям организованной жизни человека. Он мог бы показать — и показать убедительно и корректно, — что определенные формы магии и религии внесли свой вклад в поддержание и развитие некоторых аспектов согласованной деятельности человека и образования групп. В том виде, в каком существует эта подталкивающая к размышлению работа, каждая из четырех глав «Задачи Психеи» оканчивается знаком вопроса. После обсуждения роли магии в управлении говорится, что «многие народы относились к своим правителям, будь то вожди или цари,
с суеверным страхом, как к существам высшего порядка, которые наделены могуществом, недоступным простым людям». Здесь сами приводимые Фрэзером факты показывают, что, как уже отмечалось, власть в качестве жесткой основы порядка и управления необходима в доме, муниципии и племени. Суеверный благоговейный страх и почтение первобытных людей перед их вождями — побочный продукт убеждения в том, что лидер руководит в силу своей власти, опыта, мана или святости. В обсуждении вопроса частной собственности мы еще раз встречаемся с утверждением, что суеверный ужас работает «как властная причина, удерживающая людей от воровства». И все же понятие воровства подразумевает существование частной собственности. Частная собственность как юридически определенное исключительное право на использование орудий и потребление товаров необходима, а отсутствие такого принципа привело бы к хроническому хаосу и дезорганизации даже самых простых видов деятельности примитивного человека. Будучи однажды установлена, частная собственность находится под защитой религиозных верований и магии, а также светских санкций. Брак и семья в своих истоках соответствуют культурной потребности преобразования физиологического продолжения рода в организованную и законным образом учрежденную форму совместной жизни и сотрудничества. Таково происхождение брака. А контроль за «половой аморальностью в форме адюльтера, блуда или инцеста» производится различными средствами, одно из которых — магические верования. В этой главе Фрэзер оказывается в сложной сети противоречий. Как последователь Моргана, Макленнана и Бахофена, он предполагает существование первобытного промискуитета. Он не показывает, каким образом брак развивается из этого первоначального состояния. Тем не менее, как мы предполагаем, очевидно, что брак и семья составляют начала человеческой культуры — это предположение теперь повсеместно принято современными антропологами — и мы не можем даже ставить себе задачу проследить исходные соображения половой морали. Ибо в условиях промискуитета или группового брака таковые не существовали бы. Говоря об уголовном праве, Фрэзер пытается показать, что «боязнь духов, особенно духов убитых» сыграла здесь
большую роль. Современный антрополог по этому поводу стал бы настаивать, что ранние формы уголовного права были необходимой предпосылкой выживания группы. А боязнь духа умерших стала результатом чувства греха, связанного с убийством. Как таковая она, возможно, и вписывается в картину, но ведь для эволюциониста действительная проблема — обнаружить, как уголовное право возникло. И только после этого мы сможем понять все верования, связанные с преступлением, и рассмотреть их в верной перспективе. Так или иначе, сама проблема, поставленная Фрэзером в этой книге, а именно отношение между верованием и организацией институтов в человеческом обществе, — одна из проблем, играющих огромную роль в современной антропологии.
|