Теория потребностей
ЭТО ПОНЯТИЕ между тем получает серьезную поддержку еще с одной стороны. Если мы сумеем определить, что собой представляют различные потребности, какие из них фундаментальны, а какие зависят от обстоятельств, как они связаны между собой и как возникают производные культурные потребности, мы сможем получить более полное и точное определение функции и показать действительную важность этого понятия. Здесь я бы считал правильным придерживаться двух аксиом: во-первых, каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей — тех, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физиологически необходимыми условиями температуры, защиты от влаги, ветра и прямого вредоносного воздействия погоды, опасностью, исходящей или от животных, или от других людей, необходимостью отдыха и двигательной нагрузки для физической и нервной системы, а также регуляцией развития. Вторая аксиома в изучении культуры — в том, что каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности. Если бы нам пришлось начать рассмотрение вопроса с точки зрения эволюции, можно было бы показать, что как только анатомия человека дополнена палкой или камнем, пламенем или покровом для тела, использование таких артефактов, орудий и приспособлений не только удовлетворяет определенную телесную потребность, но и устанавливает производные потребности. Животный организм, который изменяет температуру, пользуясь постоянным или временным убежищем, разводит огонь для защиты и обогрева, употребляет одежду или одеяла, становится зависимым от этих элементов окружающей его обстановки, от их изготовления и правильного использо-
вания, равно как и от сотрудничества с себе подобными, которое может оказаться необходимым для оперирования этими элементами. Так с началом любой культурной деятельности возникает новый тип потребности, тесно связанный с биологическим типом потребностей и зависящий от него, но явно включающий в себя новые виды детерминизма. Животное, перешедшее от питания, получаемого в прямом контакте со с средой, к пище, которая собирается, сохраняется и подвергается обработке, будет голодать, если нарушится какая-нибудь стадия этого культурного процесса. Здесь нужно зафиксировать, наряду с чисто биологической потребностью в питании, новые потребности экономического характера. Как только удовлетворение половых импульсов оказывается преобразовано в постоянное сожительство, а уход за детьми приводит к постоянному поддержанию дома и домашнего хозяйства, налагаются новые требования и условия, каждое из которых столь же обязательно для сохранения группы, как любая фаза чисто биологического процесса. Если мы взглянем на любое сообщество, в большей или меньшей степени примитивное или даже вполне цивилизованное, мы увидим, что повсюду существует организованное снабжение племени, первично обусловленное потребностью человеческого организма в питании, но само по себе устанавливающее новые технологические, экономические, правовые и даже магические, религиозные и этические потребности. Подобно этому и продолжение рода у человека происходит не просто путем спаривания, а связано с необходимостью продолжительного ухода за потомством, воспитанием и начальным формированием члена племени. Отсюда возникает целый ряд добавочных детерминант, то есть потребностей, которые удовлетворяются традиционным ухаживанием, табу на инцест и экзогамию, выбором брачного партнера, а то, что касается связи родителей и детей, а также вообще родства, — системой счета родства со всем тем, что она влечет за собой в области совместной деятельности, правовых и этических отношений. Минимум условий защиты от окружающей среды, необходимый для выживания организма удовлетворяется одеждой и жильем. Потребность в безопасности приводит к соответствующему обустройству жилища и поселения в целом, а также к организации соседских групп.
Кратко рассмотрев производные императивы, порождаемые культурным удовлетворением биологических потребностей, мы увидим, что постоянное возобновление материального аппарата — это необходимость, ответом на которую служит экономическая система племени. Сотрудничество людей предполагает наличие норм поведения, санкционированных властью, физической силой или общественным договором; здесь культурным ответом окажутся различные системы управления, примитивные или высокоразвитые. Обновление личного состава каждого из составляющих общество институтов требует не только продолжения рода, но и соответствующих систем обучения. Организация силы и принуждения для поддержки власти и защиты функционально связана с политической организацией внутри каждого института и на поздних этапах развития выражается в образовании специальных групп, которые мы определили как политические единицы или прототипы государства. Далее, я полагаю, что нам нужно согласиться с тем, что с самого начала культуры необходима ее передача при помощи символически оформленных общих принципов. Знание, частично воплощенное в навыках ручного труда, но также сформулированное в принципах и определениях, касающихся технологических процессов, также обусловлено прагматической, инструментальной необходимостью; этот фактор не мог не присутствовать уже в самых ранних проявлениях культуры. На мой взгляд, магия и религия могут быть функционально истолкованы как необходимые дополнения к чисто рациональным и эмпирическим системам мысли и традиции. Использование языка для отсылки к прошлому сразу указало бы людям на ненадежность их чисто интеллектуальных предсказаний. Заполнение пробелов в знаниях и лакун в определении того, как сложится будущее, вело человека к утверждению о наличии сверхъестественных сил. Возможно, идея о продолжении жизни после смерти была одной из самых ранних мистических гипотез, связанной с некоторыми глубинными биологическими устремлениями организма, но и несомненно полезной для стабильности социальных групп и для формирования представления о том, что человеческие силы не столь ограничены, как свидетельствует чисто рациональный опыт. Идеи о том, что, с одной стороны, человек способен управлять некоторыми элементами судьбы, а с другой, —
что от природы исходит добрый или мстительный ответ на действия человека, содержат в себе ростки более высокоразвитых понятий, таких как Провидение, цель творения и цель человеческого существования. Функциональное объяснение искусства, рекреации и публичных церемониалов могло бы апеллировать к прямым физическим реакциям организма на ритм, звук, цвет, очертание, форму и к их комбинациям. В декоративных искусствах функциональный подход учел бы навыки ручной работы и техническое совершенство и установил бы их связь с религиозным и магическим мистицизмом.
Выводы РАЗУМЕЕТСЯ, все выше сказанное я рассматриваю лишь как предварительный набросок. Необходим более полный и конкретный ответ на вопрос, могут ли явления культуры изучаться с точки зрения их включенности в естественные обособленные единицы организованного поведения. Я думаю, что понятие института вместе с определением структуры института и полным списком основных типов институтов будет лучшим ответ на этот вопрос. Теория потребностей и их возникновения дает нам более определенное функциональное понимание связи между биологическим, физиологическим и культурным детерминизмом. Я не вполне уверен, что мои краткие замечания о функции каждого типа институтов останутся без поправок. Но, как мне кажется, мне удалось связать с функциональной точки зрения различные типы культурных ответов — экономические, правовые, образовательные, научные, магические и религиозные — с системой потребностей, биологических, производных и интегративных. Функциональная теория в том виде, в каком она здесь представлена, претендует на то, чтобы стать руководством для работы в поле и сравнительного исследования явлений культуры. Она может включить в конкретный анализ разложение культуры на институты и их аспекты. Полевому исследователю, вооруженному такими картами-путеводителями, будет проще вычленять и связывать между собой наблюдаемые явления, потому что эта теория прежде всего направлена на то, чтобы дать полевому исследователю ясную
перспективу и полные инструкции касательно того, что наблюдать и как фиксировать результаты. Функционализм — и это я хотел бы подчеркнуть — вовсе не враждебен ни изучению распределения культурных явлений, ни реконструкциям прошлого с точки зрения эволюции, истории или диффузии. Он лишь настаивает на том, что пока мы не определили функции и форму явлений культуры, мы можем прийти к таким фантастическим эволюционным схемам, как выдуманные Морганом, Бахофеном или Энгельсом, или же к таким отрывочным интерпретациям изолированных объектов, как проделанные Фрэзером, Бриффолтом и даже Вестермарком. Или наши труды пропадут даром, как труды исследователя распределения явлений культуры, который наносит на карту фиктивные или несуществующие сходства. Таким образом, функциональная школа настаивает, что функционализм в принципе пригоден в качестве предварительного анализа культуры и предоставляет антропологу единственно валидные критерии для идентификации явлений культуры.
Сэр Джеймс Джордж Фрэзер:
|