Куда идет антропология?
Из этой критической оценки трудов Фрэзера мы можем сделать вывод, что во многих отношениях этот ученый воплощает собой ушедшую эпоху в антропологии и гуманитарных науках, со всеми ее достоинствами и многими из ее упущений. Материал, который он нам предоставил, столь художественный по стилю и построению, долгое время будет оставаться опорой этнологу и еще более полезным окажется
всем тем, кто ищет в этнографических материалах вдохновение и ценные свидетельства для своих сопредельных с антропологией областей науки. Упрямая приверженность Фрэзера научной истине и делу понимания природы человека, равно как первобытного, так и цивилизованного, придает его трудам здравое и в принципе верное направление, часто заставляя их далеко выходить — причем в самых фундаментальных моментах — за границы, заданные многими из его же собственных теоретических положений. Долгая дорога, начинающаяся в лесах Неми и ведущая нас сквозь девственные джунгли, пустыню, топи, тихоокеанские острова, азиатские степи и американские прерии к постепенному постижению сердца и ума человека, представляет собой, возможно, величайшую научную одиссею в истории гуманитарных наук. Здесь мы учимся из первых рук осмыслять поведение первобытных колдунов, вождей и царей. Мы погружаемся в живую жизнь дикарей, воюющих и работающих, в их обычаи брака, их страхи и упования, связанные с их табу, племенными танцами и военными операциями. Теоретическая позиция Фрэзера, его эволюционизм, его сравнительный подход к культурам и его объяснения фактов через пережитки порой оказываются неприемлемы. И все же в тех немногих отрывках, которые были здесь приведены, — а число их можно многократно умножить, — Фрэзер закладывает главные принципы современного научного подхода в антропологии. Он верит в принципиальное подобие мышления человека и природы человека. Он ясно видит, что «природа человека» должна оцениваться прежде всего исходя из потребностей человека, из тех его потребностей, которые постоянно необходимо удовлетворять, с тем чтобы человек выжил, продолжил свой род, существовал в безопасном, упорядоченном мире и развивался. Своей контекстуальной интерпретацией материала Фрэзер доказывает, что первичные потребности человечества удовлетворяются посредством изобретений, орудий, оружия и других материальных приспособлений в руках групп сотрудничающих индивидов, которые работают и живут вместе и в которых традиция передается от одного поколения к другому. Из этого следует, что такие характеристики человеческих сообществ, как закон, образование, управление и хозяйство, столь же необходимы для человека, как и пища,
половой партнер и безопасность. Следовательно, трактовка Фрэзером этнологического материала заключает в себе теорию производных потребностей. Нам лишь требуется перевести некоторые из его в чем-то слишком простых эволюционных понятий на язык современного научного анализа культуры, чтобы эти понятия ожили и показали свою действенность. Таким образом, Фрэзер является пионером современной научной антропологии в той же мере, в какой и рупором своего поколения. Фундамент его подхода не может быть отвергнут. Так, сравнительный метод все еще остается главным теоретическим инструментом для формулирования общих принципов антропологической науки. Предположение о первичных потребностях человека должно остаться исходным пунктом нашего исследования явлений культуры. Эволюционный принцип и его основной багаж никогда не будут полностью отвергнуты антропологией и гуманитарными науками. А интерес Фрэзера к психологической стороне дела нам сегодня представляется более здравым, чем это могло казаться четверть века назад. Даже сегодня антропология разделена на множество школ, тенденций и подходов. Она все еще находится на стадии борьбы; это та самая bellum omnium contra omnes5, столь характерная если не для ранних стадий человечества, то для первых ступеней академичности. Возможно, это тот момент, когда перебранки, стычки и братоубийственная борьба антропологов могли бы постепенно уступить место перемирию и установлению царства конструктивности. Сейчас мы начинаем ясно понимать, что эволюционизм и исторический метод, принцип развития и факт диффузии, объяснения в плоскости мыслительных процессов и социологических теорий - все они не просто не исключают друг друга, но друг друга дополняют и неизбежно друг с другом коррелируют. В небольшом очерке нельзя достичь такого синтеза, но можно все же установить некоторые самые общие позиции. Самое широкое и наиболее важное движение в антропологии, ставшее одновременно военной кампанией против эволюционизма, зародилось в работах немецкого географа и этнолога Ф. Ратцеля. Его позитивный вклад состоит во 5 война всех против всех (лат.).
введении в сравнительное изучение рас, племен и культур двух новых принципов. Борясь за преодоление «страха времени и страха пространства», которые он приписывал эволюционисту, он ввел во все наши рассуждения об истоках и развитии карту мира и постулат о необходимости более детальной хронологии. Опираясь на свою географическую и историческую интуицию, Ратцель был способен увидеть и показать, что множество параллелей артефакту, приспособлению, обычаю или идее должны объясняться не принципом, согласно которому определенные сходства появляются на данной эволюционной ступени, а демонстрацией прямого контакта между культурами и распространением изобретений через их перенос из одной культуры в другую. Так главным объяснительным принципом стала диффузия, — таким термином начали обозначать передачу культурных признаков. Эта школа, получившая развитие в Германии, нашла энергичную поддержку в Великобритании, а под влиянием Франца Боаса сформировалась историческая точка зрения на культуру среди антропологов Соединенных Штатов. То, что объединяет все эти подходы, — а это принцип детального изучения каждого аспекта культуры, необходимость четкого выделения сходств и совпадений, постулат о том, что всегда должны иметься в виду географическая карта и временной аспект явлений, — по сути своей здравые предложения, которые следует взять на вооружение любой антропологической теории. Нужно отметить вклад, сделанный в антропологию сторонниками экологического подхода. Наиболее убедительный и энергичный выразитель этой точки зрения профессор Элсворт Хантингтон из Йейла развеял все сомнения и неоспоримо доказал, что климат и природные ресурсы окружающей среды налагают глубокий отпечаток на историю и развитие культуры, помещенной в данном природном окружении6. Как возможно примирить с эволюционизмом этот конкретный исторический, географический и экологический подход? Ответ прост. Контакт между культурами и, как результат, передача от одной культуры к другой умений и ремесел, общественных форм и идей — факт, который невоз- 6 Речь идет о книге: Huntington E. Civilization and climate. New Haven, 1915.
можно отрицать; он должен быть осмыслен в рамках любого теоретического подхода, учтен в полевой работе и во всех наших гипотезах. Фрэзер, безусловно, соглашался с этим и нередко открыто пользовался понятием диффузии. Между тем некоторые эволюционисты упускали этот фактор или им пренебрегали, и в этом отношении их труды нуждаются в поправках. С другой стороны, процесс диффузии часто весьма непродуманно и поверхностно определялся самими диффузионистами. Диффузия, то есть перенос некоторой культурной реалии из одной культуры в другую, является не актом, а процессом, в своем протекании весьма сходным с любым эволюционным процессом. Ведь эволюция имеет дело прежде всего с влиянием некоторого рода «истоков», а получаются ли истоки в результате изобретения или в результате диффузии, не влечет за собой принципиальной разницы. Фрэзер сам формулирует предположение, что нововведение, давшее социальную основу экзогамии, и само правило экзогамии распространились путем диффузии от одного какого-то племени. Очевидно, что новый институт — все равно, был ли он изобретен или просто скопирован, — привел к вполне определенным следствиям, одним и тем же в обоих случаях. Ответ на вопрос о том, появилась ли новая черта культуры в результате изобретения или заимствования, имеет поэтому отношение лишь к конкретному случаю, данному конкретному племени в некоторый данный момент. Тогда как теория, объясняющая, как эта новая черта становится включенной в культуру, как она развивается и своим развитием затрагивает культуру в целом, остается одинаково важной для понимания процесса в системе понятий и эволюции, и диффузии. Так что анализ культурных признаков и комплексов признаков, которым занимались и сегодня занимаются диффузионистские школы, должен быть скорректирован и приведен в соответствие с нашей общей теорией культуры, причем эта корректировка еще более радикальна, чем в случае с понятиями эволюционизма. Однако главный принцип, согласно которому культурное изменение может включать в себя факт контакта и диффузии, остается в силе, и в этом — огромный вклад Ратцеля и его последователей. Необходимость в методологическом синтезе, в лучшем понимании друг друга представителями различных школ
и взаимоисключающих направлений, возможно, оказывается более насущной именно сегодня, когда антропология, подобно всем другим общественным дисциплинам, призвана сыграть свою роль в решении злободневных проблем нашего времени. Возьмем, например, вопрос войны. Когда она разразилась в очередной раз, перед нами встал жизненно важный вопрос о том, является ли война как образ деятельности роком, написанным на роду у человечества, наследием наших первобытных предков или необходимым способом разрешения споров. Здесь антропологии есть что сказать. Как наука о началах человека и о его эволюции, она может и должна ответить на вопрос, является ли война пер-вичнным типом деятельности (primeval). И это не вопрос «истока» в несколько наивном смысле того, что случилось с обезьяночеловеком на заре культуры. Это, скорее, другая проблема — встречается ли война, подобно институту семьи, брака, закона и образования, во всех культурах и на всех стадиях развития и, более узко, сыграла ли война некую необходимую роль на самой ранней стадии развития человечества. Ведь если можно показать, что война, то есть коллективное урегулирование межплеменных проблем посредством вооруженной силы, не обязательно встречается в начале развития культуры, это является доказательством того, что человечество может вести свои дела, обходясь без войны. Большинство современных антропологов согласились бы, что войну нельзя считать ни изначально присущей первобытному человеку, ни основанной на биологической необходимости; она появляется в процессе эволюции сравнительно поздно и обслуживает лишь весьма ограниченный круг потребностей, принадлежащих одной фазе эволюции. Путем сопоставительного анализа институтов человеческого общества — политических, таких как государство и племя-государстве*, экономических, таких как рабство и крепостное право, и юридических, таких как система каст и налогообложение, — антропология способна развернуть доказательства того, что большинство конструктивных и позитивных функций войны в нашем современном обществе замещены работой других механизмов, а остается лишь ее пагубная и разрушительная роль. Эту краткую формулировку моих собственных взглядов, подробно изложенных в другом
месте7, можно взять в качестве примера той роли, которую антропология могла бы сыграть для прояснения некоторых предметов фундаментальной важности, которые сегодня занимают человечество. Вот, например, проблемы управления и использования политической силы внутри сообщества в противопоставлении тому, как организована культура данного сообщества. Это проблема соотношения государства и нации. Полное понимание того, что мы имеем в виду под национальностью, в противоположность гражданству, и что является сущностью национализма в том виде, в каком он появился в последние полтора века человеческой истории, тоже может быть представлено лишь на основе антропологического анализа. Он показал бы, что национальный принцип более стар и более фундаментален в эволюции, чем принцип политической организации полисной системы, племени-государства или империи. Он показал бы, что культурная автономия наших современных наций была бы обогащена и оживлена ограничением политического суверенитета, особенно в том, что касается военного самоопределения государства. Я утверждаю, что для некоторых проблем планирования на послевоенный период важнейшее значение имеет понимание того, что такое культурная целостность в ее противопоставлении политическому контролю; такое понимание может быть обеспечено сравнительными, эволюционными и историческими исследованиями в области антропологии. Такие понятия, как демократия и свобода, коммунизм и капитализм, роль конкуренции и планирования, могут и должны подлежать полноценному антропологическому анализу, вдохновленному эволюционным, историческим, психологическим и социологическим подходами. Проблемы первобытного закона и порядка, ранних форм образования и примитивных типов научного знания, магии и религии должны ставиться с прямой отсылкой к жизненно важным вопросам современности, в свете поиска общей меры для более ранних и более поздних изучаемых форм и установления истоков этих форм с точки зрения основной функции, 7 Эти взгляды разработаны в книге Бронислава Малиновского «Свобода и цивилизация», вышедшей после смерти автора (Freedom and Civilization. New York, 1944).
которую выполняет тот или иной вид деятельности или институт в развитии человечества. Антропология может серьезно взять на себя роль magis-tra vitae наряду с историей в классическом понимании и другими ветвями гуманитарного знания. Понятие перекрестного оплодотворения во взаимодействии общественных наук здесь не нуждается в оправдании или подробной аргументации, эта идея была принята всеми. Но крайне важным представляется развитие более глубокой научной основы для антропологии. Это вовсе не означало бы отрицания или подрыва какой-то из «школ» или каких-либо методов изучения человека. Все и каждый из них получили бы более прочную основу. И прежде всего диффузия, то есть культурное изменение посредством контакта. До сих пор антропология по большей части проецировала это понятие на самые ранние стадии истории человечества, изучение которых неизбежно представляет собой гипотетические реконструкции. Но в настоящий момент истории мы находимся в такой фазе развития, когда диффузия преобладает. Западная цивилизация, как паровой каток, проходится по лицу Земного шара. Изучение этого культурного изменения, происходящего в Африке и Азии, в Океании и Новом Свете, — главный вклад этнографа в историю. Современная антропология уже признала это и все больше и больше осознает важность задачи. Культурные изменения — это практическая проблема, с которой столкнется послевоенный мир; несомненно, что после окончания этой катастрофической войны отношения между народами должны будут строиться на неких новых принципах равноправия, разделения привилегий и обязанностей, принципах сотрудничества и процветания, причем политический, правовой и образовательный механизмы подвергнутся глубоким изменениям. Антрополог уверен в равных правах всех рас и праве всех меньшинств на обращение с ними, как с равными. Консервативный уклон, имеющийся у антрополога, заставляет его признать ценность традиции и ценность разнообразия культур, в их независимости и плодотворных контактах. Он бы дал совет не навязывать другим свою культуру силой оружия, властью богатства или строгостью закона. Миссионерский дух в его грубой форме должен быть, по меньшей мере, модифицирован.
Как блуждающие огоньки, разбегается по всему свету национализм, в смысле консервативной реакции и признания объединяющего значения своей собственной культуры. Мы, белая раса, несем главную ответственность за это; мы делились с другими расами и народами нашей религией, нашим образованием и многими другими духовными благами, давая понять, что, как только они воспримут нашу цивилизацию, мы примем их за равных себе. Это обещание не было выполнено. Теперь мы начинаем видеть, насколько опасно говорить о бремени белого человека и заставлять других взваливать его себе на плечи и нести его вместо нас. Все обещания, которые мы даем, заключены в нашем понятии братства и равенства в образовании, но как только дело доходит до богатства, власти и самоопределения, мы отказываемся делиться этим с другими. Не слишком ли поздно выступает на сцену антрополог и обладает ли его совет такой большой ценностью, даже если ему и будет позволено сесть за один стол с власть предержащими, когда они станут обсуждать судьбы мира, — это большой вопрос. Другой вопрос в том, что антрополог сегодня не может молчать. Он будет советовать дать максимум самоопределения каждой культурной группе и даже меньшинству. Он всегда верил в эффективность косвенного управления в том виде, в каком оно недавно было введено в британских колониях. Косвенное управление означает самоуправление любого племени или нации в культурных делах, под контролем советников правящей державы. Здесь возникает еще один важный момент. В постройке будущей мировой системы самые основные принципы будут обусловлены насущной потребностью в коллективной безопасности. Конкретно это означает, что крупные политические единицы будут лишены права иметь собственное вооружение, военный аппарат или обладать полной экономической самостоятельностью, особенно в отсутствие какого-либо контроля за их агрессивными намерениями. На будущее нам потребуется уменьшение политической самостоятельности сильных держав и неувеличение уровня политического — в конечном счете военного — самоопределения этнических групп и единиц, не обладающих на настоящий момент военным суверенитетом. Поэтому антрополог не призывает к созданию в Африке многочисленных
племенных государств, полностью независимых политически, ведь это привело бы их к соблазну развязать войну с соседями. Антрополог не призывает к созданию могущественной армии в Китае или Индии без какого бы то ни было международного контроля, ведь иначе все опасности, связанные с теперешним балансом сил, умножатся, а это ни в коей мере не прибавит культурной независимости большим и малым нациям. Как моралист от науки, целиком стоящий на стороне угнетенных и неполноправных народов, антрополог требовал бы равноправия для всех, полной культурной независимости для каждой этнической группы или нации и отсутствия политического суверенитета для любого племени, государства, королевства, республики или империи. Все это, быть может, утопично и кажется лишь плодом фантазии. Между тем, с точки зрения научного анализа культуры как целого, все сказанное выглядит вполне здраво. Чем лучше мы понимаем и чем более полно изучаем и осмысливаем отношение между культурой и политической властью, тем более отчетлив становится вывод, к которому мы приходим: сила должна стоять отдельно от частных и местных интересов, она должна быть сосредоточена в незаинтересованных руках некоей контролирующей инстанции. Культура как образ жизни, как определенный национальный тип занятий, как вкусы и интересы не может быть навязана, контролироваться или вводиться законодательным путем. Культуре должны быть даны наилучшие возможности для развития и для плодотворного взаимодействия с другими культурами, но она должна поддерживать собственное равновесие и самостоятельно развиваться в условиях полной культурной автономии. Может показаться, что мы несколько уклонились от нашей темы, нашего героя и его произведений. Это не так. Фрэзер был великим гуманистом. В его трудах и в его подходе проявлялась как выдержанная смесь консервативной любви к традиции, к отличительным элементам каждой культуры и каждой ступени ее развития, так и обостренная жажда прогресса, разума и равенства. Он был способен понять и оценить самые странные, экзотические и дикие черты, открывая сокрытый в них общечеловеческий смысл. Он был способен прочитать в них ростки творческих импульсов и будущего развития, как это сделано в «Задаче
Психеи». Его гуманистической философии была суждена жизнь и животворящее влияние. Его монументальные работы, дающие нам картину первобытного человечства и его современных аналогов, предоставляют нам фон, на котором мы можем сформулировать новый научный тип антропологии и который научит нас понимать, что изучение мышления, верований и действий должно черпать вдохновение не просто в художественных склонностях литературного таланта, но прежде всего в глубокой человеческой симпатии к самым скромным, простым и беззащитным проявлениям человека.
|